Все о прокладках ГБЦ МАЗ и ГБЦ ЯМЗ

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Разборка и сборка в одиночку

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Разборка и сборка в одиночку

При ремонте двигателя ЯМЗ не всегда бывают удобные условия и не всегда под рукой грузоподъемные механизмы. Поэтому, с течением времени, выработалась определенная методика разбора двигателя и последующей его сборки.

К тому же, могу сказать, что все действия по сборке-разборке двигателя можно выполнить практически одному. Звучит не очень правдоподобно, учитывая что вес двигателя 1000-1250 кг. Но не будем спешить с выводами, попробуем разобраться.

1. Установка двигателя на место разборки

При снятии и установке двигателя на место разборки, желательно чтобы основание было крепкое (к примеру асфальт или плиты). Лучше первый раз опустить на что то мягкое (например, старый баллон) и на левой стороне выкрутить болты, стягивающие крышки коренных подшипников.

Затем, перецепить стропы или чалку за одну головку (за передний и задний рым болт) и подготовить старую гильзу цилиндров или кусок бруса по длине гильзы.

Поднимать двигатель лучше за правую головку, после чего опустить его на пол таким образом, чтобы противоположная головка опиралась на коллектор, а разъем блока по поддону опирался на вертикально поставленную гильзу в середине блока. Под коллектор следует положить доску дюймовку.

2. Разборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Снимаем головки блока

Также снимаем фильтр тонкой очистки масла. Далее, снимаем сцепление, маховик и кожух сцепления. Теперь, можно приступать к снятию поддона, масляного насоса и главное не забыть снять уголок маслопровода прикрученного к блоку.

После этого, можно откручивать шатуны 1, 2, 3, 4 и вытаскивать их вместе с поршнями. Для снятия гильз, лучше применять специальный съемник, а если его нет, то медную выколотку. Если же гильзы идут в металлолом, то гораздо проще выбить их старой полуосью, особенно сподручно это делать ЗИЛовскими или КамАЗовскими полуосями.

Съемник для гильз

Следующим этапом, можно приступить к снятию коленчатого вала двигателя. Для этого откручиваем болты стяжные коренных подшипников со стороны правой головки, а затем откручиваем крышки коренных подшипников снизу. Вытаскиваем крышки, оставляя на месте среднюю. Далее, прокручивая последовательно коленчатый вал, откручиваем 5, 6, 7, 8 шатун и снимаем крышки шатунов.

В виду того, что плоскость разъема блока находится у нас в вертикальной плоскости, то готовим пару брусков и вставляем их под противовесы коленвала. Придерживая коленвал, снимаем последнюю среднюю крышку коленвала и аккуратно его выкатываем.

Коленвал двигателя ЯМЗ

Все, коленвал снят и можно убирать его в сторону. Здесь еще возможно сначала отпустить двигатель с гильзы, а затем его снимать — это по желанию.

Берем домкрат, ставим его наклонно и упираем в верхний угол середины разъема блока, немного поддомкрачиваем и вытаскиваем гильзу из под блока. Спускаем домкрат и если не хватает хода, то перехватываемся и опускаем блок до земли на прокладку.

Затем, монтировкой приподнимаем за левую головку и подкладываем под разъем блока с головкой брусок с тем расчетом, чтобы прокладка доски между коллектором и асфальтом вышла. Теперь снимаем левую головку блока, шатуны с поршнями 5, 6, 7, 8 и гильзы цилиндров. Все, двигатель разобран.

Вид на блок двигателя снизу Вид на блок двигателя спереди

3. Сборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

После разборки двигателя, дефектуем детали, если надо точим или меняем коленвал, поршневую и начинаем сборку. Для этого, наклоняем блок на 5-8 цилиндр, под шпильки ложим доску дюймовку, затем ставим домкрат на край блока и поднимаем его таким образом, чтобы опять можно было подставить гильзу.

Затем, берем коренные вкладыши и вставляем их в блок. Далее, если вы один, то по брускам закатываем коленвал на место и закрепляем его средней коренной крышкой. Проворачиваем колено для того, чтобы совпали метки на распредвалу и ставим первый бугель не забывая мазать вкладыши и болты маслом.

Потом, ставим на место последний и затягиваем все остальные. Затягивать коренные лучше в два приема: первый раз 20 кгм; второй, уже капитально 43-47 кгм.

Динамометрический ключ

Лучше всего затягивать динамометрическим ключем, но если его нет, то тоже не беда, можно попробовать иной способ. К примеру, я вешу 80 кг — значит под своим весом на рычаге 1 метр, я создам крутящийся момент равный 80 кгм. Если взять рычаг 55-60 сантиметров, то я под своим весом как раз обеспечу требуемую затяжку.

Для того, чтобы затянуть коренные, брал обычно накидной многогранный ключ и трубу, а напильником наносил метку на 55 сантиметрах. Ключ попеременно переставлял на верхний и нижний болт коренных подшипников и под собственным весом последовательно затягивал бугеля, не забывая после каждой затяжки подшипника прокручивать вал.

После затяжки коленвала, приступал к вставке гильз 5-8 цилиндров. Резинки мазал хозяйственным мылом, а забивал гильзы кувалдой через березовый брусок.

Далее, вставляем поршня с шатунами и также протягиваем их под своим весом, но используя общий рычаг, в моем случае 80 кг разделить на 22 кгм = 0.32 метра. Все, половину ЦПГ собрали, пора браться за другую сторону.

Для этого отпускаем за бугельный болт домкратом блок, переваливаем его на другую сторону. Опять поднимаем его домкратом, подставляем гильзу под блок и устанавливаем на место 1-4 гильзы, а затем шатуны с поршнями и затягиваем шатунные болты. Шатунно поршневой механизм собран.

Устанавливаем переднюю крышку двигателя и задний кожух маховика, ставим маховик и затягиваем его. Прикручиваем масляный насос и закрываем поддон.

Если поддон емкостью вперед двигателя, то ложим перед спускной пробкой доску дюймовку и опускаем за поддон двигателя блок, убрав из под блока гильзу цилиндров. Когда блок поддоном лежит на земле, то перевернуть его на поддон всей плоскостью с помощью лома не проблема.

Как только блок занял у нас вертикальное положение, начинаем устанавливать головки, штанги, коромысла. Устанавливаем шкив коленвала и за одним регулируем клапана. Затем, переходим к установке масляных фильтров, сцепления, ТНВД, площадки компрессора, генератора, турбины и стартера.

Прокачиваем из чистой емкости топливную систему и, если нужно, регулируем момент впрыска. Ставим все ремни на место и регулируем их. Смысл в том, чтобы сделать все по двигателю на месте, чтобы потом не прыгать по раме попугаем. Когда двигатель полностью укомплектован, отрегулирован и соответствует агрегату первой комплектации, то поставить его на место и завести дело не сложное.

4. Послесловие

Эксплуатируя автомобиль МАЗ не редко приходится серьезно напрягаться, многих из нас поджидает радикулит и тому подобные болезни. Поэтому, когда будете поднимать некоторые детали, помните о своем здоровье.

В юности я ходил заниматься штангой, больших результатов не достиг, но запомнил слова тренера. Он говорил, что если хотите дружить со штангой, то тренируйте ноги. Ведь у среднего человека становой пресс тянет около 200 кг, потому нагружайте ноги держа прямой спину.

Головка блока двигателя ЯМЗ-238

Для справки, головка двигателя ЯМЗ-238 весит около 90 кг, а коленвал 120 кг. Детали отечественных двигателей легкостью не отличаются.

Однако, мне приходилось много раз снимать одному головку с двигателя ЯМЗ-238: то оторвешь ее от прокладки монтировкой, то за счет ног при прямой спине и вытянутых руках удается ее приподять со шпилек и переставить на колесо.

Надеюсь, что такие упражнения дались мне без ущерба для здоровья. Однако, бесспорно лучше такие детали перетаскивать вдвоем или используя подъемные маханизмы.

Источник

Все о прокладках ГБЦ МАЗ и ГБЦ ЯМЗ

Все о прокладках ГБЦ МАЗ и ГБЦ ЯМЗ

В этой статье подробнее рассмотрим все нюансы и особенности таких двигателей, как ЯМЗ и МАЗ.

Замена прокладки под головкой цилиндра в двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

головка блока цилиндров ЯМЗ

Прежде всего головку цилиндров следует снимать лишь для устранения неисправностей деталей цилиндропоршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов или для замены самой головки. Не стоит также доверять этот процесс любителю и как можно скорее обратиться за помощью к профессионалам.

Снятие ГБЦ необходимо проводить в определенном порядке:

В начале следует слить всю охлаждающую жидкость из системы охлаждения мотора.

После этого отсоедините от ГБЦ все трубопроводы, чтобы в дальнейшем защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи.

Снимите крышку головки цилиндров.

Отверните гайки скоб крепления форсунок.

Снимите форсунки (рис. 1). Это поможет вам защитить распылитель от ударов и засорения отверстий.

Отверните гайки креплений осел коромысел.

Снимите оси коромысел в сборе с коромыслами и извлечь штанги.

Отверните гайки крепления головки цилиндров (рис. 2). Важно соблюдать правильную последовательность, обратную затяжке.

Снимите ГБЦ с двигателя и оцените ее состояние. При необходимости вы можете снять прокладку с головки цилиндров.

Проверьте состояние гильз цилиндров, после чего закройте отверстия, дабы защитить их от грязи и пыли.

Примечание: Отворачивайте гайки крепления индивидуальных головок цилиндров не менее чем за три приема:

1 прием — до 147.118 Н-м (15.12 кгс-м)

П прием — до 49.39 Н-м (5.4 кгс-м)

Ш прием — вывернуть гайки.

Обратная установка ГБЦ происходит в обратном порядке, но перед установкой протрите ветошью привалочные плоскости блока цилиндров, бурта гильзы цилиндров и головку цилиндров. Если вы хотите повторно использовать прокладки головки цилиндров, то необходимо использовать ту же головку цилиндров без следов прорывов газов и разрушения газового стыка.

Ответы на часто задаваемые вопросы по ГБЦ ЯМЗ

Как правильно и какой стороной ставить прокладку ГБЦ на двигателе ЯМЗ-238?

Ответ: Прокладку на головку блока цилиндров двигателя ЯМЗ-238 можно поставить лишь одной стороной, так как по другому она не сможет встать на место.

Читайте также:  Рассматриваем возможность подключения двух видеокарт к одному слоту по видеоматериалам канала TechQuickie

Как узнать – пробита ли прокладка под коллектором?

Ответ: Чтобы узнать, испорчена ли прокладка, достаточно взглянуть под ГБЦ. Если из под нее выходят выхлопные газы и течет масло, плохо работает печка, мотор троит и перегревается, а также на свечах появляется значительно заметный нагар, то прокладка определенно испорчена. В случае, если таких проблем у вас нет, то с прокладкой все в порядке.

Признаки пробитой прокладки ГБЦ МАЗ

Чаще всего прокладка головки цилиндров МАЗ выходит из строя тогда, когда мы этого совсем не ожидаем. Это может случиться в любой момент, даже после загрузки грузовика может политься тосол. В таком случае необходимо срочно принимать меры.

В первую очередь открутите коллектор. Там вы увидите остатки тосола и убедитесь, что прокладка ГБЦ действительно лопнула и подлежит замене.

  • Вырывающиеся газы с характерным свистом из под ГБЦ.
  • Двигатель троит.
  • Выхлопные газы в радиаторе.
  • Сильный пар из выхлопной системы.
  • Подтеки воды и масла.
  • Причины потомок прокладки ГБЦ ДВС на МАЗ

Причины поломок прокладки ГБЦ ДВС на МАЗ

Наиболее частой причиной поломки прокладки ГБЦ является ее прогорание поверхности. Из-за этого в следствии возникают прогибы, вмятины, вогнутости и трещины, которые приводят к полной неработоспособности прокладки.

Другой не менее частой причиной поломок является плохая затяжка болтов. Именно из-за этого часто и ломается запчасть, ведь именно правильная затяжка влияет на срок службы прокладки. Важно соблюдать рекомендации к затяжке — не следует затягивать слишком сильно или вовсе без усилий. В первом случае высока вероятность отрыва головки болта, а во втором это грозит вам прострелом прокладки.

Важно уделить внимание качеству материала запчасти. Найдите наиболее подходящие комплектующие прямо сейчас в нашем каталоге. Покупка действительно качественной детали обезопасит вас от дополнительных расходов в будущем, а двигатель вашего автомобиля прослужит еще дольше.

Особенности замены прокладки ГБЦ МАЗ

В первую очередь необходимо установить новый компонент, если уплотнитель разрушился или деформировался. В таком случае не рекомендуется экономить на покупке запчастей, так как некачественные детали могут привести к еще более серьезным проблемам. А также необходимо помнить, что замена прокладки ГБЦ МАЗ выполняется лишь по инструкции с рекомендациями от производителя.

  1. Поставьте метку — она упростит установку запчасти.
  2. Ослабьте ролик.
  3. Снимите кожух ремня.
  4. Демонтируйте ролик и шестерню распределительного вала.

После этого приступайте к выполнению второй части:

  1. Выкрутите с кожуха все болты и снимите прокладку ГБЦ. Извлекайте воздушный фильтр только с корпусом.
  2. Отсоедините все тросики и шланги.
  3. Открутите блок подогрева и отсоедините крышку.
  4. Слейте тосол после того, как открутите краник на радиаторе.

Третья часть по замене ГБЦ МАЗ:

  1. Снимите «штаны» коллектора, после чего отсоедините от ГБЦ патрубки и провода дитчиков.
  2. Снимите возвратную пружину.
  3. Демонтируйте провода с датчика тамблера и холла.
  4. Почистите верхнюю часть бока цилиндра.

После замены прокладки ГБЦ МАЗ установите все на свои места и не забывайте вкручивать болты по порядку.

Замена ГБЦ МАЗ

Монтаж прокладки рекомендуется проводить непосредственно в клапанную крышку, перед этим удалив старый герметик. Аккуратно поставьте на место ремень и зажигание, после чего можно приступать к монтировке натяжного ролика и уже потом — к натяжке ремня. После проведения всех работ заведите двигатель. Это поможет определить правильность ваших действий, ведь если мотор запуститься, то вы сделали все правильно.

Хотя ремонт можно сделать и самому, все же рекомендуется воспользоваться услугами профессионала, дабы не допустить ненужных повреждений.

Источник



Ямз 236 установка головки блока

Установка головок цилиндров, коромысел клапанов и регулировка зазоров в клапанах

Шпильки крепления головки цилиндров ввертывают в правый и левый ряды блока цилиндров, предварительно смазав резьбовые отверстия под шпильки в блоке дизельным маслом

Шпильки ввертывают на всю длину резьбы моментом 80—100 Нм (8—10 кгсм); они должны выступать над плоскостью блока на величину 122 мм, что проверяют втулкой (рис. 1).

Перед установкой головки цилиндров необходимо протереть привалочную плоскость.

Прокладку головки цилиндров устанавливаем на шпильки так, чтобы она установилась на штифты, а окантовка прокладки — на бурты гильз цилиндров.

Головка цилиндров в сборе должна свободно, без ударов устанавливаться на шпильки и установочные штифты.

Затем на шпильки навертываем гайки крепления головки цилиндров и затягиваем их.

последовательность затяжки болтов головок цилиндров

Затягивать гайки надо в порядке возрастания номеров (см. рис. 2).

После первой затяжки динамометрическим ключом необходимо повторной операцией проверить требуемый крутящий момент 220—250 Нм (22—25 кгсм) на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность.

порядок затяжки головок цилиндров

Штанги толкателей устанавливают в окна блока цилиндров и при этом совмещают наконечник штанги с пятой толкателя.

Предварительно штангу протирают и смазывают наконечник дизельным маслом.

Правые и левые коромысла клапанов с осью в сборе устанавливают так, чтобы установочные штифты оси вошли в отверстия головки цилиндров, а сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги.

Регулировочный винт должен быть ввернут в коромысло до упора.

Затем ввертывают в головки цилиндров болты крепления оси коромысла и затягивают их моментом 120—150 Нм (12—15 кгсм).

Лимб для контроля и регулировки тепловых зазоров клапанов

Зазоры клапанов регулируют одновременно на двух цилиндрах и при этом применяют лимб (рис. 4).

Лимб устанавливают на шкив коленчатого вала, а палец З вставляют в резьбовое отверстие на крышке шестерен распределения.

Тепловые зазоры двигателя ЯМЗ-326 регулируют в следующей последовательности:

— вращают коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива, наблюдают за движением впускного клапана первого цилиндра и устанавливают момент, когда он полностью закроется.

После этого вал поворачивают в том же направлении до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с меткой 1—4 ЯМ3-236 на лимбе;

— регулируют зазоры между носками коромысел и торцами клапанов первого и четвертого цилиндров.

После затяжки контргайки регулировочного винта щуп толщиной 0,25 мм должен свободно входить в зазоры толщиной 0,30 мм – с усилием.

Допускается после прокручивания коленчатого вала изменение зазора в пределах 0,20 – 0,35 мм;

— совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6) риску на шкиве с метками 1 – 4, 2 – 5, 3 – 6 ЯМЗ – 236 на лимбе, регулируют зазоры для остальных цилиндров.

При регулировке тепловых зазоров двигателя ЯМЗ – 238 применяют те же приемы и методы, что и для двигателя ЯМЗ – 236:

— совмещают на такте сжатия рисунок 3 на шкиве с меткой 1 – 5 ЯМЗ – 238 на лимбе;

— регулируют зазоры клапанов первого и пятого цилиндров;

совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8) риску на шкиве с метками 4—2, 6—3 и 7—8 ЯМЗ-238 на лимбе, регулируют клапаны остальных цилиндров.

Штанги толкателей регулировочных клапанов должны свободно вращаться от руки.

Зазор регулируют при помощи регулировочного винта; после регулировки надо надежно закрепить винт гайкой и проверить зазор.

Установка форсунок, топливопроводов и соединительного патрубка.

На двигатель устанавливают комплект форсунок одной группы по распылению.

Группа распылителя наносится на поверхности корпуса форсунки.

Перед установкой форсунок протирают внутреннюю поверхность стаканов, а на распылитель надевают одну уплотнительную медную шайбу.

Форсунки устанавливают таким образом, чтобы уплотнитель штуцера вошел в выемку головки цилиндров.

Скобы крепления форсунок устанавливают на шпильки головки цилиндров, надевают шайбы и навертывают гайки, которые затягивают моментом 50—60 Нм (5—6 кгс м).

Дренажные трубки устанавливают на левую и правую головки цилиндров, предварительно вывернув из форсунок транспортные пробки.

Дренажные трубки крепят к форсункам соединительными гайками и болтами, предварительно подложив шайбы под наконечники трубок и под головки болтов.

Для обеспечения надежного уплотнения во всех случаях надо ориентировать шайбы вершинами конусов от наконечников трубок наружу.

Топливные отводящие топливопроводы устанавливают в развале между цилиндрами и крепят болтами к правой и левой головкам цилиндров.

Для обеспечения более жесткого крепления на каждый топливопровод устанавливают кляммер и крепят его на шпильке фланца левого впускного трубопровода.

Топливопроводы высокого давления крепят на штуцера топливного насоса высокого давления и форсунок в определенной последовательности, соответствующей порядку работы секций топливного насоса высокого давления.

Насос двигателя ЯМЗ-236 имеет порядок работы, соответствующий порядку работы цилиндров двигателя (1 – 4 – 2 — 5—3—6).

Порядок работы секций насоса двигателя ЯМЗ-238 отличается от порядка работы цилиндров этого двигателя.

Если порядок работы цилиндров двигателя 1—5—4—2—6—3—7—8, то секции насоса работают в последовательности 1-3-6-2-4-5-7-8.

Схема соединений секций насоса с цилиндрами двигателя

Схемы соединений секций насоса с цилиндрами двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 показаны на рис. 5.

Соединительный патрубок впускных трубопроводов устанавливают так, чтобы фланец под воздухопровод компрессора был направлен к передней части блока цилиндров.

Патрубок крепят к фланцам впускных трубопроводов, предварительно положив на фланцы прокладки с сетками в сборе и резиновые прокладки и крепят его болтами с надетыми шайбами.

Маслоизмерительный щуп устанавливают в направляющую трубку, предварительно протерев его.

Затем устанавливают крышки го ловок цилиндров, которые крепят винтами на одну — две нитки и снимают двигатель со стенда.

Читайте также:  Установка windows 7 x64 asus

Устанавливают заглушки на технологические отверстия и крепят болтами.

Под заглушки необходимо установить картонные прокладки.

Приработку и испытания двигателей после ремонта выполняют на стендах СТЭ-160-1500 с электротормозами.

На этих стендах можно испытывать двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций.

Характеристики электротормозов для испытательных стендов приведены в таблице.

Синхронная частота вращения, мин -1

Крутящий момент, Нм (кгсм)

Предельная частота вращения коленчатого вала двигателя при работе в

генераторном режиме с номинальным крутящим моментом, мин-1

Стенд для приработки и испытания двигателя должен иметь оборудование, необходимое для измерения мощности двигателя, частоты вращения коленчатого вала, часового расхода топлива, температуры воды, выходящей из двигателя (из правой и левой водяных труб), температуры масла в поддоне двигателя, давления масла в магистрали, угла опережения впрыска топлива в градусах угла поворота коленчатого вала.

Замер расхода топлива должен производиться на весах с пределом измерения до 15 кг, отсчет времени ведется по секундомеру с ценой деления 0.1 с; замер частоты вращения — ручным тахометром или тахотоскопом с ценой деления не более 10 мин.

Емкость расходного бачка должна быть 10 – 12 л, уровень дна мерного бачка – не ниже 500 мм от оси входного отверстия топливоподкачивающего насоса, внутренний диаметр подводящего и отводящего топливопроводов – не менее 8 мм.

Топливопроводы не должны касаться мерного бачка и должны быть погружены в топливо на глубину не более ⅓ высоты бачка от его днища.

На погруженном конце топливопровода, отводящего топливо от двигателя, устанавливают отражатель, препятствующий прямому направлению струи топлива на днище бачка и способствующий выравниванию температуры топлива в бачке.

Двигатель, устанавливаемый на стенд, должен быть полностью укомплектован (за исключением крыльчатки вентилятора, генератора, компрессора).

Приработка и испытание двигателя производится на дизельном топливе марки «Л».

На время приработки в поддон двигателя, корпус ТНВД и корпус регулятора заливают дизельное масло до верхних меток указателей уровня масла.

В воздушные фильтры заливается дизельное масло в количестве 1,6 л для двигателя ЯМЗ-236 и 1,4 л для двигателя ЯМЗ-238.

Температуру масла поддерживают при помощи технологических масляных радиаторов (в начале обкатки не ниже 50˚ С).

Приработка и испытание двигателя производится на специальных режимах и включают в себя холодную и горячую обкатку, контрольную приемку.

Холодная обкатка двигателя

Перед пуском стенда коленчатый вал необходимо несколько раз провернуть вручную, чтобы убедиться в исправности двигателя и в правильной его установке на стенде, проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.

В процессе обкатки проверяется давление масла в системе, подача масла к подшипникам коромысел и герметичность уплотнения форсунок в головках цилиндров.

Стетоскопом прослушиваются шумы и стуки распределительных шестерен, шатунных и коренных подшипников, поршневых пальцев и поршней.

При обнаружении дефектов обкатка должна быть прекращена, а после устранения продолжена.

Режим холодной обкатки приведен в таблице.

По окончании холодной обкатки рекомендуется сменить масло в поддоне двигателя и промыть масляные фильтры.

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-236/238

Для промывки ротора центробежного фильтра отвертывают гайку 3 (см. рис. 6) колпака фильтра, снимают колпак 1 и ротор в сборе.

Ротор разбирают, удаляют с колпака 10 и ротора 11 осадок, промывают их В дизельном топливе.

Фильтр собирают в обратной последовательности, проверив состояние прокладки 15, чистоту отверстий сопел 22, состояние шайбы 2 и положение сетки 8.

Для промывки фильтра грубой Очистки масла нужно слить масло из Корпуса фильтра через отверстие, закрытое пробкой 2 (см. рис. 7), отвернуть болт 11 крепления колпака Фильтра, снять колпак 7, верхнюю крышку 8и фильтрующий элемент 5.

Снятый с двигателя фильтрующий элемент помешают на 3 ч в ванну с растворителем (бензином или четыреххлористым углеродом).

Через 3 ч элемент промывают мягкой волосяной щеткой, ополаскивают в чистом бензине или четыреххлористом углероде и продувают сжатым воздухом.

На время промывки устанавливаются технологические сменные фильтрующие элементы.

Фильтр грубой очистки масла ЯМЗ-236/238

Режим холодной обкатки двигателей

Частота вращения коленчатого вала,

Продолжительность обкатки двигателя, мин

ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-2З8А, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238К

Горячая обкатка двигателя

Перед пуском двигателя необходимо отрегулировать угол опережения впрыска топлива.

Для этого проверяют взаимное положение меток на муфте опережения впрыска топлива и ведущей полумуфте валика привода топливного насоса (метки должны быть с одной стороны);

— снимают трубку высокого давления первой секции ТНВД;

— на штуцер первой секции насоса устанавливают моментоскоп.

Убедившись, что скоба регулятора находится в положении включенной подачи топлива, прокачивают топливом систему питания двигателя ручным подкачивающим насосом в течение 2—3 мин и вращают коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до появления топлива в стеклянной трубке.

Вращать коленчатый вал можно за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике при снятой крышке люка картера маховика.

Далее выливают излишки топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее пальцем, провертывают коленчатый вал против хода примерно на 118 оборота и, медленно проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, внимательно следят за уровнем топлива в стеклянной трубке.

В момент начала движения уровня топлива в трубке прекращают вращение вала и проверяют взаимное расположение меток:

— риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с цифрой 20 на крышке 1 шестерен распределения (рис. 8, а) или риска с цифрой 20 на маховике 4 совпадать с указателем 3 на картере маховика (рис. 8, б).

У двигателя ЯМЗ-238К регулировочные риски совмещают с риской 14.

Если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились, необходимо, ослабив болты, развернуть муфту валика привода на ее фланце против направления ее вращения, затянуть болты крепления и вновь проверить установку угла опережения впрыска.

Несовпадение рисок должно быть не более одного деления.

Если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо развернуть по направлению ее вращения.

Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.

Метки для установки зажигания ЯМЗ-236/238

После пуска двигателя проверяют герметичность всех соединений топливной системы двигателя.

Температура выходящей из двигателя воды должна быть 75 – 95˚ С, при этом разность температур воды, выходящей из правой и левой труб не должна превышать 5˚ С.

Температуру в указанных пределах рекомендуется поддерживать при помощи технологического радиатора.

Давление масла в магистрали при температуре 80 – 90˚ С должно быть 0,5 – 0,7 МПа (5 – 7 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала и не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2 ) при частоте вращения 500 мин -1 .

Выбрасывание и течь масла, воды и топлива, а также прорыв газов в местах соединений не допускаются.

Регулятор частоты вращения кулачкового вала

Признаками брака не являются потение, образование масляных пятен и отдельных капель в местах сальниковых уплотнений, с падением не более одной капли в течением 5 мин, при любом режиме работы двигателя;

— легкое потение без каплеобразования в местах разъемов и соединений;

— выделение масла и конденсата через отводящую трубку системы вентиляции картера в количестве не более двух капель в 1 мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала;

— выделение топлива через дренажную трубку форсунок в виде капель, а также смеси топлива и масла из дренажной трубки корпуса ТНВд;

— выделение воды и смазки из дренажного отверстия водяного насоса не более одной капли в 3 мин, а также капель воды при остановке двигателя;

— незначительное потение без каплеобразования масла через микропоры на кольцевом ребре головки цилиндров.

Допускается выделение в период обкатки из выхлопной трубы отдельных капель топливно-масляной смеси.

Горячая обкатка двигателей производится на режимах, приведенных в таблице

Режим горячей обкатки двигателей

Режим горячей обкатки

В конце горячей обкатки необходимо проверить и при необходимости подрегулировать мощность двигателя.

Мощность двигателя ЯМЗ-236 при частоте вращения коленчатого вала 2050+15 мин должна быть 178 -5 л. с. при часовом расходе топлива 33 кг/ч, двигателя ЯМЗ-238 — 237-5 л. с. при 44 кг/ч, ЯМЗ-238А — 213-5 л.с. при 39 кг/ч, ЯМЗ-238Г при частоте вращения 1670 мин1 — 172-5 л. с. и часовом расходе топлива 30,1 кг/ч, ЯМЗ-238И— не менее 160 л. с. при частоте вращения 1500 мин и 27 кг/ч, ЯМЗ-238К — 190-5 л.с. при частоте вращения 2100 мин 1 и часовом расходе топлива 36 кг/ч.

Часовой расход топлива определяют способом трехкратного замера времени расходования 500 г дизельного топлива.

Наибольшая разница повторных измерений должна быть не более ±0,2 с относительно среднего значения времени, полученного в результате всех измерений.

Подрегулировку мощности двигателя производят винтом регулировки мощности 19 (см. рис. 9) при указанной выше для каждого двигателя частоте вращения коленчатого вала и упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима.

Плавно снизив нагрузку до нуля, регулируют максимальную частоту холостого хода:

— для двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А и ЯМЗ-238К — 2200—2275 мин 1 ;

— для двигателя ЯМЗ-238Г — 1850—1950 мин 1 ;

— для двигателя ЯМЗ-238И максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода не должна превышать номинальную частоту вращения более чем на 100 мин.

Проверку максимальной частоты вращения производят при упоре рычага в болт ограничения максимального скоростного режима и вывернутом корпусе буферной пружины на 10—11 мм от торца контргайки.

Читайте также:  Установка автосигнализации на улице 30 лет Победы

Если максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А и ЯМЗ-238К ниже 2225 мин 1 , определяют точку перегиба скоростной характеристики, которая должна лежать в диапазоне 2100 +50 мин —1

Минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода регулируют в пределах 450—550 мин 1 , при упоре рычага управления регулятором в болт.

При ввертывании болта частота увеличивается, при вывертывании уменьшается.

Вначале частоту вращения постепенно уменьшают до появления неустойчивости, а затем корпус буферной пружины ввертывают до повышения частоты вращения на 10— 20 мин 1 .

Двигатель должен устойчиво работать в режиме холостого хода с колебаниями не более 15 мин -1 .

Устойчивость в этом режиме проверяют увеличением частоты вращения коленчатого вала до 1200 – 1300 мин 1 и резком сбросе рычага до упора болт 1.

У двигателя ЯМЗ-238И проверяют величину нестабильности частоты вращения (отклонение от нормальной), которая не должна превышать ± 15мин-1 при 80 лс., 120 лс., и 150 лс.

После этого подтягивают гайки крепления головок цилиндров и при необходимости регулируют зазоры в клапанах.

Источник

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236

Порядок затяжки гбц ямз 236 и усилие производится с помощью динамометрического ключа. Помимо прижатия прокладок. Необходимо учитывать просадку гильз. При неравномерной затяжке. Большая вероятность того что на гильзы будет оказываться неравномерная нагрузка. Одна гильза прижмется сильнее. Другая слабее. В результате одна из гильз просядет.

Cнятие головки ямз 236

Cнятие головки начинается с откручивания водяного коллектора. Впускного коллектора. Топливные трубки. При их снятии необходимо фиксировать удлинители топливных форсунок. Они откручиваются от форсунок. И теряют герметичность. При последующей установке. Возможно просачивание топлива в картер двигателя. Осторожно необходимо откручивать трубку обратки топлива.

Возможна утечка как из под гайки трубки . Так и из под штуцера. Который вворачивается в блок. Особенно необходимо быть острожным при откручивании трубки обратки с форсунок. Трубка лопается в основании штуцера. Если резко провернуть ключ. После того как удалены все трубки. Откручиваются и вынимаются форсунки. Кронштейны коромысел прикручены болтами.

Снятие штанг толкателей может привести к неприятному моменту. Если неосторожно вытаскивать штангу . И она выскочит из рук. То провалиться в картер двигателя . Достать её будет очень тяжело. Многие оставляют штангу там. Она особенно не помешает работе двигателя. Если займет нейтральное положение. Поэтому выниматься штанга должна аккуратно.

Гайки крепления головки желательно откручивать с одним усилием. При помощи динамометрического ключа. Головка массивная. Ослабление одних гаек приведет к увеличению нагрузки на другие. Это может вызвать как просадку гильз. Так коробление самой головки. Лучше открутить её в два приема. Установив на ключе нагрузку в 140 Н*м.

Проверка посадки гильз и плоскости головки

Головка снята. Её необходимо отчистить от нагара. Промыть. Тоже самое необходимо сделать с плоскостью гильз и блока. Важно отчистить поверхности тщательно. Что бы произвести проверку плоскости головки на возможный изгиб. И проверить блок на просадку гильз. Для двигателей ЯМЗ это очень актуальная тема. Гильзы проседают в свои посадочных местах. И проседают на только друг относительно друга. Они садятся на один бок . это практически не видно на глаз.

Линейка хорошо позволяет увидеть, как сидят гильзы. Лечат эту проблему по разному. Все зависит от того на сколько сильно произошла просадка. Иногда помогает установка дополнительного кольца по верхнюю кромку гильзы. Которая упирается в блок двигателя. У кого то получается выровнять гильзу у кого то нет. Лучше это сделать на ремзаводе при помощи расточного станка. Есть специальные приспособления по выравниванию посадочных мест не снимая и не разбирая двигатель до конца.

Посадка гильз в первую очередь влияет на прорыв газов из камеры сгорания. Газы попадают в водяную рубашку. И через расширительный бачок наружу. Или скапливаются в верхней точке водяного коллектора. Образуют воздушную пробку. Первое что происходит. Перестаёт нагреваться радиатор печки. Так пробки газов не позволяют циркулировать жидкости. При э том мотор хорошо работает и не выбрасывает охлаждающую жидкость из расширительного бачка. Это как бы первый звонок. снова придётся снимать головку блока цилиндров. Поэтому лучше сразу проверить перепады и наклон гильз. Для этого можно воспользоваться специальной линейкой. Что бы потом не делать двойную работу.

Установка прокладки

Если с плоскостями всё нормально головки после ремонта можно ставить на место. Предварительно устанавливается прокладка головки блока. На турбированных двигателях помимо основной прокладки предусмотрены фторопластовые кольца. Но их можно установить и на обычные двигателя. Эти кольца помогают выровнять возможные небольшие неровности при посадке гильз. И неровности головки блока. Кольца эти ставятся внутри прокладки . Для этого в кольцах предусмотрен паз по наружной стороне. Его необходимо расширить. Сделать это можно с помощью отвертки. Кольцо вставляется в прокладку.

И затем прокладка со всеми кольцами устанавливается на блок двигателя. При установке прокладки необходимо проверить правильность её установки. Если головка стоит правильно. Отверстия под масляные каналы совпадают с каналами. Луче лишний раз в этом убедиться.

Затяжка головки

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236 предусматривает схема затяжки. То есть затяжка происходит по порядку предусмотренной в схеме. Согласно номерам

Этапы протягивания ГБЦ

Первый раз болты необходимо затягивать от руки. Чтобы головка равномерно выровнялась по плоскости. Усилие прилагать практически не надо. Главное чтобы гайки до крутились до плоскости головки и прижались к ней. При каждом этапе необходимо соблюдать порядок затяжки головки ЯМЗ 236.

Следующий этап необходимо производить уже с динамометрическим ключом. На необходимо выставить незначительное усилие. Скажем в 50 Н*м. Это позволит максимально выровнять плоскость головки. Относительно гильз и блока. Это усилие как бы подстраховывает. В том что головка стоит ровно. И её уже можно начинать притягивать уже с большим усилием.

140 Н*м это промежуточное усилие с которым необходимо протянуть гайки головки блока. Оно даст предварительную просадку гильз. Обтянется прокладка головки блока

240-260 Н*м окончательное усилие протяжки. Очень важно не делать резких усилии на ключ. А плавно проворачивать его до характерного щелчка. Лучше воспользоваться динамометрическим ключом с большим диапазоном усилий. Ключ имеет больший рычаг и им проще работать. Это усилие окончательное. Можно дать головке отстояться некоторое время и ещё раз. Проверить усилие 240-260 Н*м на гайках. До характерного щелчка. Бывает что неровно садиться шайба. Потому что на них появляются проточки от гаек.

Предосторожность при сборке

Головка протянута. Теперь можно устанавливать все на свои места. Как при снятии штанг толкателей. Так и при установке. Необходимо быть очень осторожным. Обязательно нащупать штангой её посадочное место. Оно представляет собой чашку. И в неё очень легко промахнуться. Штанга сама если её вставлять, не придерживая. в чашку не попадет. А провалится в картер двигателя. После того штанги встали на свои места. Прикручиваются кронштейны коромысел вместе с коромыслами. Форсунки крепятся кронштейнами.

Топливные трубки на слив обратки. Необходимо прикручивать аккуратно. Желательно поставить новые уплотнительные шайбы. С новыми шайбами трубки не будут прокручивать при затяжке штуцера. Даже небольшой проворот на форсунке грозит тому что трубка лопнет. При затягивание штуцера трубки в саму головку необходимо убедиться, что затянут штуцер. И при затягивании гайки трубки. Его необходимо придерживать. Чтобы не повредить резьбу. Это соединение очень часто приносит проблему. С подтеканием топлива. Которое попадет в поддон. После чего увеличивается уровень масла в двигателе.После установки всех коллекторов необходимо провести регулировку клапанов.

Проверка герметичности топливных трубок

Перед тем как закрыть клапанную крышку. Следует завести двигатель. Для того чтобы проверить утечку топлива. Смотреть необходимо на все места соединения трубки обратного топлива. Так же смотреть необходимо на все места соединения трубки обратного топлива. Так же необходимо проверить соединения между форсункой и удлинителем. При не правильной затяжке трубок высокого давлении. Проворачивается удлинитель в корпусе форсунки. В результате корпус лопается. Трещина очень мелкая её трудно увидеть. Но топливо через неё будет просачиваться. Это заметить можно.

При работающем двигателе полость головки быстро наполняется маслом. Если не хватило времени все внимательно осмотреть двигатель лучше заглушить . Дождаться пока масло стечет. И снова завести мотор. Процедура не очень приятная. Но после сборки может поднимать уровень масла. Это от того что в него попадает топливо. И попадает оно туда как раз из этих мест. Поэтому лучше сразу лишний раз убедиться.

Если все нормально можно закрывать крышку. При затяжке крышки усилие большое прилагать ненужно. Так как можно выдавить прокладку. Перед установкой обязательно нужно убедиться что прокладки сидит в пазах правильно. Чтобы избежать лишних проблем с подтеканием масла. Установка ГБЦ ЯМЗ на этом закончена . Осталось завести мотор и проверить возможные подтекания . Охлаждающей жидкости. Масла из под прокладки крышки. Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236 и усилие с которой она протягивается влияют на дальнейшую работу двигателя. Поэтому важно сделать всё правильно.

Источник

Adblock
detector