Понимание человека человеком психологические барьеры

Понимание человека человеком:
психологические барьеры

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать.

К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер «возраста» – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.

Азарова В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря : Монография. – Самара : СГАКИ, 1998. – 146 с.

Библиотекарю необходимо владеть энергетикой своего поведения и уметь прочитывать сигналы, которые излучает энергетика читателя. Такие сигналы идут по двум каналам: вербальному (словесному) и невербальному (бессловесному). Исследователи установили, что по невербальным каналам передается 60–70% информации о человеке, а остальные 30–40 % обеспечивает осмысленная речь.

Физиономией тела человека О.Бальзак называл походку и осанку. Специалисты считают, что по осанке и походке можно распознать:

– уверенного в себе человека: ходит быстро, с поднятой, но не запрокинутой вверх головой, спину держит прямо, без напряжения; длина его шага соответствует росту, движения рук при ходьбе умеренной интенсивности;

– находящегося в угнетенном состоянии, неуверенного в конкретной ситуации: имеет скованную походку, плечи приподняты, голова несколько опущена, смотрит под ноги, руки часто прячет в карман;

– озабоченного, размышляющего: углублен в себя, ходит в позе мыслителя, голова опущена, руки сплетены за спиной;

– демонстрирующего свое превосходство (над партнерами): ходит высоко подняв или даже запрокинув голову, движения рук подчеркнуто энергичные, грудная клетка часто выпячена вперед (за счет интенсивных вдохов и выдохов); при ходьбе наблюдается резонансное раскачивание частей тела; осанка бывает чрезмерно «натянутой», «жесткой», характерна стойка на широко расставленных ногах или с упором рук в бедра;

– «закрытого» для общения человека: при ходьбе не размахивает руками, часто держит их в карманах, движения мелкие, часто замедленные, бывает характерна так называемая изменчивая стойка (частая смена опорной ноги и позиции ступней) или «закрытая» стойка со скрещенными руками и ногами.

Потребность в оценке, желание понравиться окружающим выражается в широких шагах, при этом носки ног заметно развернуты наружу, при ходьбе явно проявляется резонанс движения бедер и плеч; у мужчин в этих случаях часто наблюдается тяжелая и «горделивая» походка.

Источник

Барьеры в общении: как преодолеть?

Общение настолько привычная категория существования людей в социуме, что мы просто перестаем ее замечать. Без общения человек, да и не только человек (любое живое существо, обитающее в конкретном социуме) не мыслит себя. Люди общаются дома, на улице, в транспорте, на работе и т.д. Мы привыкли к тому, что слышим речь и понимаем ее, а если не понимаем, то учим язык, и понимаем собеседника. Однако препоном для общения между людьми становятся не столько языковые барьеры, существуют психологические барьеры общения. «Переступить» их самостоятельно можно, нужно только знать как правильно поступить.

Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:

Характер человека;
Воспитание;
Уровень образования;
Возраст;
Статус в социуме;
Сложившаяся ситуация и другое.

С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.

В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.

Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?

Семантический барьер

Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию. Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.

Логический препон в разговоре – это неумение формулировать фразы, а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:

Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:

Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие;
Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов;
Сходите на курсы ораторов.

Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.

Фонетический барьер

Это выражение своих мыслей не точно, не понятно для оппонента. Это очень мешает воспринимать информацию, которую вы доносите. Если вы подозреваете, что техника вашей речи недостаточно профессиональна, но внимание собеседника вам необходимо удержать во что бы то ни стало, есть несколько рекомендаций:

Барьеры в деловом общении преодолеваются следующим путем: слушайте собеседника и приспосабливайтесь к его манере выражать мысли и говорить. Особенно любезно с вашей стороны будет задавать вопросы по теме беседы;
Барьеры в неформальном общении переступить проще – вы объясняете собеседнику, что не понимаете его, и вместе ищете выход из ситуации. Только делать это нужно очень мягко и тактично, чтобы не обидеть человека.

Читайте также:  Благоустройство могил и захоронений

Барьер модальности

Человек способен воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств:

Однако для каждого из людей существует приоритетный орган, основываясь на восприятии которого мы и рисуем собственную картину мира. Это и называется модальностью. Человек, обладающий слуховой модальностью, с меньшей степенью доходчивости воспринимает визуальную или осязательную информацию. Чтобы определить модальность собеседника, показывайте ему фотографии, графики включайте аудиозаписи или видеоролики, прикасайтесь. Каждое действие подкрепляйте соответствующими глаголами: видеть, слышать, чувствовать и т.д.

Личностный барьер ставится между людьми в том случае, если один из собеседников, по определенной причине, не нравится другому. Однако некоторые люди более лояльны к недостаткам других, поэтому им легче преодолеть в себе чувство неприязни. В противном случае, общение между людьми становится невозможно. Это происходит от недостатка самоконтроля того, кто не может остановиться в своих ощущениях дискомфорта или обладает теми недостатками, которые раздражают собеседника: медлительность, невоспитанность, суетливость и т.д. Не стесняйтесь прослыть невеждой, сообщите собеседнику о том, что вас так раздражает в его поведении. Однако не забывайте и о том, что все мы не без недостатков, поэтому контролируйте себя.

Мотивационный барьер

Этот барьер имеет место в тех случаях, когда мотив вступления в разговор у людей разный. Например, вы хотите поговорить с мужем о поездке в отпуск, а он — обсудить с вами проблему покупки нового автомобиля. В этом случае люди не только не поймут друг друга, это может привести к возникновению конфликта в семье. Для того, чтобы избежать неприятностей, перед началом разговора озвучивайте тему, на которую вы хотите пообщаться.

Барьер некомпетентности

Этот барьер зачастую возникает между сотрудниками. Собеседника раздражает некомпетентность второго, благодаря этому возникают такие чувства, как:

Выхода из этой ситуации два:

Ненавязчиво объяснить человеку о том, что он несостоятелен в данном вопросе, и помочь добиться совершенства;
Закончить разговор, и больше не заводить его на эту тему с данным собеседником.

Выбор сделать можно исходя из ваших целей.

Этический барьер

Этот вариант встречается там, где происходит общение между людьми разного уровня воспитания. В этом случае, следует либо принять точку зрения собеседника и не стараться его перевоспитывать, либо уйти от общения. Как правило, люди, имеющие общую цель, стараются найти обоюдное согласие, и продолжать делать общее дело.

Все люди имеют собственный стиль общения, который зависит от следующих факторов:

Характера;
Импульсивности;
Воспитания;
Профессиональных особенностей и т.д.

Стиль общения человека формируется годами, и изменить его, если не невозможно, то крайне сложно. Мотиваторами стиля общения людей в социуме выступают:

Самоутверждение в обществе;
Поддержка;
Желание общаться;
Отношение к окружающим;
Отношение к самому себе;
Манера влияния на окружающих и т.д.

Как правило, собеседнику, преследующему определенную цель, приходится принять стиль общения другого человека.

Вам приятно общаться с неопрятным человеком, от которого дурно пахнет? Найдется не много людей, которые «закрывают глаза» на эту проблему. Поэтому неприязнь, возникающая при виде такого индивидуума, распространяется и на общение с ним. Только в случае крайней необходимости, происходит контакт с подобными людьми.

Социальный барьер

Здесь немаловажную роль играет социальный статус собеседника в обществе. Однако это подсознательная установка человека, которая исчезает в тот момент, когда человек не знает статуса, находящегося перед ним собеседника.

Барьер отрицательных эмоций

Вы когда-нибудь разговаривали на отвлеченные темы с человеком, крайне раздосадованным какой-либо проблемой? Это невозможно! Либо вы не можете увести его мысли в русло предстоящего разговора, либо принимаете на свой счет все выражения негативных эмоций (которые с вами никак не связаны). В этом случае, серьезные и значимые разговоры, откладываются до лучших времен.

Барьер установки

Это один из самых неприятных барьеров, которые возникают между людьми. Зачастую, общественное мнение (сплетни) бежит впереди того, о ком оно возникло. Собеседник может не знать вас, как человека, но быть «наслышанным» о вас. Честно спросите человека, что конкретно является его причиной в отрицательном отношении. Разберитесь в сложившейся ситуации, и объясните ему, что он ошибается.

Барьер двойника

Зачастую мы ждем от собеседника того же, что сделали бы сами. Иллюзии на этот счет воспринимаются другой стороной, как навязывание собственного мнения. Не ждите от партнера проявления собственных черт характера или ответной положительной реакции на ваши высказывания.

Этот вид барьера относится к плохому воспитанию людей. В ответ на наши реплики, следуют агрессия и невежество. Вариантов два:

Перетерпеть и промолчать;
Уйти от разговора, и не общаться с этим человеком.

Второй вариант развития событий, в этой ситуации, наиболее приемлем.

Барьер неумения слышать и слушать собеседника

Этот барьер обусловлен невниманием человека к чужим проблемам, невоспитанностью или отсутствием интереса к теме разговора. Чаще, неумением слушать собеседника, страдают люди, которые зациклены на собственном «я» и своих проблемах. Если вы нуждаетесь в этом общении, говорите так, чтобы человеку стало интересно вас слушать. Меняйте тему разговора, но в результате возвращайтесь к мысли, которую вы стараетесь до него донести. При этом помогает общение с помощью жестов, мимики, смена интонации.

Чаще других сталкиваются с барьерами в общении следующие категории людей:

Неуверенные в себе;
Невоспитанные;
Уровень образования которых ниже среднего;
Недоверчивые и мнительные;
Эгоцентричные;
Склонные к манипулированию другими людьми;
Старающиеся извлечь выгоду из всего, что происходит вокруг;
Недовольные собой, своей жизнью и положением в обществе.

Список этот бесконечный. Главное, если вы чувствуете, что при любом развитии событий, между вами и собеседником встает барьер в общении, ищите истинные причины его появления, работайте над собой, но не прекращайте общаться.

Источник



Лекция 3. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Коммуникативные барьеры — препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации. В современном мире в условиях человеческого взаимодействия, в разных сферах деятельности возникают трудности, или коммуникативные барьеры.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова говорится: «Барьер – преграда, поставленная на пути; преграждение, препятствие на пути чего- либо».

В Психологическом словаре дается следующее толкование понятия «барьер»: «психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность (или активность), препятствующая выполнению тех или иных действий»; «любое препятствие, не позволяющее организму достичь цели».

Е. В. Залюбовская дает следующее определение: «Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно- операциональные, индивидуально-психологические, социально- психологические особенности общающихся».

Существует еще множество определений понятий «барьер» и «коммуникативный барьер» разных авторов. Кроме различных определений понятия, разные авторы выделяют и различные виды коммуникативных барьеров.

Классификация коммуникативных барьеров

Барьеры непонимания

Барьеры непонимания связаны с неэффективной вербальной коммуникацией (трудности в передаче и понимании информации). К ним относятся:

1. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях.

Вступая в информационный контакт, мы используем символы: слова, жесты, интонацию.

Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу собеседником.

Руководитель, говорящий подчиненному, что его отчет представляется “адекватным”, может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчиненный может декодировать слово “адекватный” в том смысле, что отчет зауряден и требует значительного улучшения.

Семантические барьеры возникают при использовании многозначных слов или фраз, если говорящий не поясняет их значение.

Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих на международном рынке. Особенно сильно у разных народов различаются восприятие (смысл) жестов и интонации, но даже слова могут переводиться не однозначно.

2. Невербальные барьеры – связаны с противоречием смысла, заложенного в произносимые слова и невербальных сигналов, сопровождающих процесс коммуникации.

Хотя вербальные символы (слова) — основное средство кодирования идей, но мы также используем и невербальные символы для трансляции сообщений. При непосредственном устном общении невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усилить или изменить смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, поза, интонация – все это примеры невербальной коммуникации.

Психологи утверждают, что вербальные средства общения базируются на нашем сознании, а невербальные, по большей части, управляются подсознанием. Именно поэтому, вербальные и невербальные символы нередко противоречат друг другу (в психологии, есть такое понятие «они неконгруэнтны», т.е. не соответствуют друг другу).

3. Фонетические барьеры – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (наличие дефектов речи, невнятная речь, речь-скороговорка и др.).

4. Стилистические барьеры – это нарушения соотношения формы представления информации с ее содержанием. Стиль изложения информации может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Неприятие могут вызывать и вредные вербальные привычки собеседника (использование в речи слов и звуков-паразитов: «это самое», «так сказать», «ну», «так», «как бы», «э-э», «м-м» и т.д.).

Читайте также:  Не включается компьютер Не ид т изображение

5. Логические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию по-своему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл.

6. Коммуникативные перегрузки связаны с трудностью или невозможностью переработать и упорядочить большой объем информации.

В настоящее время появляется все больше и больше профессий, где человек вынужден перерабатывать очень большой объем поступающей информации. Часто такие люди не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию, и вынуждены отсеивать менее значимую и оставлять только ту, которую считают важной. К сожалению, понимание важности информации для разных людей различно и не всегда верно.

Личностные барьеры

Личностные барьеры связаны с психологической несовместимостью собеседников и с их негативными установками, которые создают помехи в общении. К личностным барьерам относят:

1. Индивидуальные различия в характере, темпераменте, эмоциональных состояниях. Они могут стать существенной помехой на пути эффективного обмена информацией. Например, меланхолику с повышенной тревожностью, трудно общаться с импульсивным и склонным к агрессии холериком. Человеку с мелочным и склочным характером сложно найти общее в разговоре с альтруистом.

2. Идеологические барьеры – барьеры, формирующиеся при наличии у партнеров различных стереотипов, мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок.

Воспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно или бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и др., так ребенок получает эталоны, установки «доброго — злого, красивого — безобразного, хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда человек начинает себя осознавать, в его психике существует уже масса закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

3. Негативный прошлый опыт общения с данным собеседником может стать причиной страха вступления в коммуникацию, нежелание испытать негативные эмоции в процессе общения.

Суть этого барьера отражена в пословице: «Обжегшись на молоке, дуешь на воду».

4. Барьеры предвзятости заключаются в том, что человек без видимых весомых причин начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку, что существенно затрудняет коммуникацию. Обычно это связано с негативным восприятием внешнего облика или манеры поведения собеседника.

5. Барьеры отрицательной установки. Часто такие барьеры порождаются другими людьми. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, поскольку нет опыта личного взаимодействия с ним.

На формирование отрицательной установки сильно влияют такие предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди»), при этом данные установки будут мешать объективному пониманию поступков конкретных людей.

В беседе отрицательная установка может быть направлена на:

1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);

2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»);

3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).

При наличии барьера отрицательной установки человек, вступая в коммуникацию, демонстрирует закрытость, настороженность, ждет негативных проявлений со стороны партнера, в каждой фразе собеседника ищет негативный завуалированный смысл.

6. Барьеры ожидания непонимания: человек перед коммуникацией волнуется, правильно ли его поймет партнер. Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. При этом начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.

7. Барьеры возраста возникают между людьми разных поколений. Люди постарше осуждают молодых, противятся нововведениям в организациях. Молодые люди раздражаются, считают, что их недооценивают, ограничивают в самостоятельности, препятствуют их карьерному росту. Это проявление извечной проблемы «отцов и детей».

8. Барьеры недостаточного понимания важности общения возникают, когда собеседники по-разному оценивают степень значимости контакта. Например, один стремится к эффективному разговору, другой пытается уклониться от беседы, не давать ответы на вопросы. У первого это вызывает напряженность, недоверие, обиду.

Культурные барьеры

Культурные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм и этикета общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении. К ним относятся:

1. Национальные барьеры возникают между представителями двух разных культур и проявляются, например, в пунктуальности, в установлении дистанции между общающимися, в манере держаться, использовании различных жестов, тона, громкости голоса, принятых в качестве нормы в различных странах.

2. Религиозные барьеры – это проявление в деловом общении религиозной неприязни, предвзятости к людям другого вероисповедания, интерпретация определенных поступков человека на основе религиозных различий.

3. Этические барьеры – результат несовпадения этических ценностей и норм собеседников. Например, один партнер следует в общении нормам морали, нравственности, порядочности, честности, а другой проявляет «нечистоплотность», лжет, манипулирует.

4. Эстетические барьеры – проявляются в несовпадении вкусов, манер, взглядов собеседников на эстетическую составляющую.

О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются (Гилберт Честертон).

Организационные барьеры

Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления. Среди организационных коммуникативных барьеров выделяют:

1. Излишняя централизация в системе управления, которая приводит к информационной перегрузке центра и слабой информированности структурных подразделений.

2. Излишняя дифференциация подразделений, в результате которой сотрудники замыкаются в решении проблем собственного подразделения и обмен информацией между ними резко ограничивается. Это чревато узостью взглядов и несовершенством принимаемых решений. Часто излишняя дифференциация является причиной конфликтов между работниками различных структурных подразделений, т.к. они не видят общей цели и не могут наладить эффективное взаимодействие.

3. Неопределенность обязанностей и прав, которая приводит к ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а коммуникации становятся либо слишком формальными, либо конфликтными.

4. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагает эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят ее, с тем чтобы применить в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.

Социальные барьеры

Социальные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие из- за несовпадения социальных ценностей, установок, противоборства социальных ролей:

1. Когнитивные барьеры возникают из-за разности знаний о предмете общения, различного уровня профессиональной компетенции; барьеры, вызванные неразвитостью абстрактного мышления, памяти, навыков восприятия.

2. Различия в статусе также может быть барьером на пути коммуникаций. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).

3. Профессиональные барьеры могут возникнуть между представителями различных профессий, негативно настроенных или плохо отзывающихся о профессиональных качествах собеседника. В некоторых случаях эти барьеры проявляются как подчеркивание значимости своей профессии и занижения важности других профессий для решения тех или иных производственных задач.

4. Барьеры образования – это барьеры информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающие из-за разности социального опыта партнеров, из-за различия уровней образования.

Физические барьеры

Физические барьеры – объективные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций:

1. Пространственные барьеры возникают в случае неудобного расположения мебели и оргтехники в помещениях, мешающих эффективному общению; нерационального расстояния между людьми во время коммуникаций; наличия множества отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины, фотографии, элементы декора).

2. Временные барьеры обусловлены дефицитом времени, отведенного на общение. Стремление побыстрее закончить разговор приводит к невнимательному слушанию, свертыванию обратной связи, невозможности эмпатии и глубокого понимания информации. К временным барьерам можно также отнести проблемы, которые возникают во время переговоров между партнерами, проживающими в разных часовых поясах (особенно если разница большая). В этом случае, если даже время коммуникации не ограничено, организм одного из партнеров часто борется со сном, что также не способствует сосредоточению на предмете разговора.

3. Технические барьеры вызваны временными трудностями коммуникации, связанными с неисправностью технических средств (компьютера, телефона, микрофона, помех во время селекторного совещания); а также отвлекающим шумом, временно заглушающим голос говорящего.

Многообразие коммуникативных барьеров свидетельствует, что практически каждый человек в тех или иных ситуациях делового разговора испытывает серьезные трудности. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Однако определенные советы по их преодолению в литературе представлены.

Источник

Психологические барьеры: причины, виды, как преодолеть

Психологический барьер — неприятное состояние, которое мешает полноценной жизни. Внутренний страх и тревога не позволяют заводить новые знакомства, проявлять себя интересным собеседником, а иногда и просить о необходимой помощи. Рассмотрим, почему возникают психологические барьеры и как от них избавиться.

Читайте также:  Multiman установка игр iso

Что такое психологический барьер

Что такое психологический барьер

Психологический барьер — это состояние человека, которое мешает совершать желаемые действия и становится препятствием для проявления своих качеств личности.

Например, даже при желании он не может свободно беседовать в компании нового человека, ограничиваясь кратким «да-нет». При этом среди старых знакомых он обычно открытый и расслабленный.

Если психологический барьер приводит к негативным переживаниям, то стоит задуматься о причинах их возникновения. Это поможет разобраться, как преодолеть такое состояние.

Причины психологических барьеров

стресс

Люди настолько зациклены на себе, что считают себя и свои проблемы уникальными. А между тем, более 30% из них регулярно испытывают проблемы в общении, а, значит, сталкиваются и с психологическими барьерами. Наиболее часто это выражается в тревожности, дискомфорте и необоснованном страхе:

  • страх, что вас неверно поймут;
  • тревога, что не получится сделать что-то новое, в чем нет практического опыта; , вызванный незнакомой обстановкой и людьми;
  • волнение и неуверенность при общении с незнакомцами.

Эти признаки найдут у себя люди, которые имеют заниженную самооценку, внутреннюю дисгармонию, тяжелый замкнутый характер, инфантильность и переживания о неизвестности будущего.

В общении с другими людьми они воспринимают и передают информацию через призму собственного опыта. Именно это и становится причинами возникновения психологических барьеров.

Виды психологических барьеров

На возникновение трудностей в коммуникации влияет не только индивидуальный опыт, но и различия во взглядах, темпераментах, чертах характера, типах личности и условиях воспитания. Психологические барьеры в общении можно разделить на несколько видов.

Интеллектуальный

Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, — такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.

Эстетический

Эта преграда появляется, когда у человека возникает неприязнь к собеседнику, связанная с его внешностью или манерами. Можно пытаться не замечать раздражающие особенности: неряшливый вид, необычные черты лица, тембр голоса или сильную жестикуляцию, но внимание с сути разговора все равно будет переключаться на эти детали.

Барьер «первого впечатления»

Барьер «первого впечатления»

Этот вид психологического барьера чем-то похож на предыдущий. Но суть его в том, что человек испытывает внутренний страх при первой встрече с кем-либо. Этот страх связан с переживаниями о том, что он не сможет произвести впечатление и понравиться собеседнику, а, возможно, сделает и скажет еще и лишнее, что напрочь оттолкнет окружающих.

Поэтому многие люди при первом знакомстве стараются остаться сдержанными, молчаливыми и безынициативными — ведь в таком случае неудачная встреча не нанесет большого вреда самолюбию.

Мотивационный

Если у людей, занятых одним общим делом, разные взгляды и цели на него, то рано или поздно это приведет к непониманию и возникновению психологического барьера. Командной работы при таких условиях явно не получится.

Например, семейный отдых будет испорчен, если каждый его участник стремится исполнить свои планы: мама хочет съездить на популярный курорт к морю и солнцу, папа хочет спокойно расслабиться на рыбалке, а дети и вовсе надеются остаться дома без родительского контроля.

Ситуативный

Ежедневно у каждого человека возникают ситуации, которые влияют на настроение. Даже мелкая неурядица может серьезно его подпортить. Испытывая негативные эмоции, вряд ли получится построить открытый и конструктивный диалог. Человек будет воспринимать все попытки разговорить его как вторжение в личное пространство, поэтому будет создавать психологический барьер для общения.

Моральный

Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.

Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).

Психологический барьер установки

Если у человека есть причина негативно относиться к собеседнику, то он всеми явными и скрытыми методами будет пытаться построить преграду в общении с ним. И, несмотря на то, что он сам устанавливает такие коммуникативные связи, даже при желании, изменить свое отношение может быть непросто.

Психологический барьер возраста

Психологический барьер возраста

Психологический барьер возраста — это часто встречающаяся ситуация в повседневном общении. Это непонимание между людьми разного возраста, которые не понимают поступков и мыслей другого поколения. Такая ситуация может стать причиной многих конфликтов как в семье, так и на работе.

Симптомы психологического барьера

чувство стыда

Психологические барьеры в общении проявляются по-разному, но все они являются следствиями пережитых травм и психологических особенностей личности.

Чаще всего психологические барьеры в общении проявляются как:

  • предвзятое отношение к собеседнику, сомнение во всех его словах;
  • неестественные проявления сексуальности;
  • скованность в движениях, тихий голос;
  • снижение чувствительности;
  • внутреннее напряжение;
  • необоснованные попытки защищать себя и отстаивать мнение, даже когда никто не ставит его под сомнение;
  • отстраненность, отсутствие заинтересованности по отношению ко второй стороне;
  • спутанность мыслей, косноязычие;
  • разное понимание с собеседником объекта разговора;
  • наигранность в поведении, интонациях и жестикуляции;
  • чувство стыда.

Способы преодоления психологических барьеров

Если вы понимаете, что у вас присутствуют симптомы психологических барьеров и они мешают налаживанию контактов с собеседником, то нужно провести работу над собой. Если игнорировать эту проблему, то в скором времени к остальным проявлениям добавятся: безынициативность, готовность уступать во всем, неумение выражать и отстаивать свое мнение.

Для преодоления психологических барьеров нужно проработать следующие аспекты.

  1. Научиться прислушиваться к себе и определять свои чувства. В момент, когда что-либо смущает, стоит замедлиться и задать себе вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Тогда дальше строить общение станет немного проще.
  2. Попробовать активную терапию: индивидуальные или групповые тренинги. Со специалистом, который способен объективно оценить ситуацию со стороны, будет намного проще найти и устранить первопричину психологических зажимов. К основным видам терапии можно отнести: танцы, ритмичную двигательную гимнастику, занятия искусством, телесную терапию, отработку практических навыков общения (спросить дорогу, занять очередь, позвонить в службу поддержки и т.п.)
  3. Отработать универсальные фразы, которыми можно устранить неловкую паузу в разговоре. Хорошо, если они не будут тесно связаны с какой-то определенной темой.
  4. Приучите себя задавать вопросы собеседнику. Этим вы не только поддержите беседу, но и покажете свою заинтересованность в разговоре, а также узнаете больше информации о предмете разговора. Хорошо, если это будут открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
  5. Занимайтесь своим саморазвитием и расширением кругозора. Так вы поднимете свою самооценку и узнаете много нового, о чем можно завести беседу. Например, можно подписаться на интересных личностей, паблики и каналы в соцсетях. Это поможет получить новую информацию стихийно, а не выискивая на специальных ресурсах.

Как устранить психологический барьер в общении

Если вы почувствовали напряжение в разговоре с собеседником, то можно попробовать устранить этот психологический барьер универсальными способами.

Общайтесь на схожем языке

Употребляйте в разговоре те фразы и выражения, которые привычны собеседнику. Попробуйте «отзеркаливать» его речь: повторять темп, интонации, построение фраз (но это не должно выглядеть наигранно).

Слушайте собеседника

Учитесь слушать других людей, не перебивайте их. Так вы не только проявите уважение к ним, но и сможете установить более глубокий эмоциональный контакт.

Соблюдайте субординацию

В разговоре не стоит ставить себя выше собеседников или, наоборот, принижать себя перед ними. Такое поведение лишь заставит вас обдумывать неприятные мысли, на которые совсем не стоит терять время и энергию.

Учитесь находить компромиссы

Иметь четкую позицию и устойчивые моральные принципы — прекрасно. Но если бездумно настаивать на своем и не соглашаться на уступки, чтобы грамотно решить вопросы и разногласия, то можно произвести впечатление инфантильного или вздорного человека. Вряд ли кто-то тянется к общению с такими людьми.

Будьте позитивными

Позитивный настрой

Позитивный настрой помогает легче справиться с любыми неприятностями и преодолеть психологический барьер. А уместная шутка в разговоре может коренным образом развернуть его в вашу пользу. Человек, умеющий относиться ко всему с юмором, производит впечатление интеллектуально развитой и склонной к самоанализу личности.

Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми

Если есть возможность, лучше как можно быстрее завершить разговор с раздраженным или агрессивным человеком. Находясь в таком состоянии, он не готов к конструктивному диалогу.

Заключение

Психологический барьер — это состояние, которое создается на подсознательном уровне. Если оно не доставляет дискомфорта, то беспокоиться не о чем. Но если любой из видов психологических барьеров приводит к скованности и стрессам, то стоит задуматься о первопричинах и способах их преодоления.

Источник

Adblock
detector