Могут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД



Как отгородить двор своей многоэтажки забором? Расписываем процесс по этапам

Как отгородить двор своей многоэтажки забором? Расписываем процесс по этапам

Обустройство ограждения вокруг придомовой территории поможет защитить свой двор от любителей припарковаться на чужой территории. Еще это не даст доступа во двор шумным компаниям и любителям оставлять после себя мусор. Но просто взять и отгородиться от всех нельзя. Нужно соблюдать закон и действовать по установленному порядку.

Что разрешает сделать закон

Желание владеть собственной землей свойственно многим россиянам. У нас любят отгородиться от соседей и прохожих, отсюда возникают двух-трехметровые сплошные заборы. Отчасти это желание свойственно и жителям многоэтажек в городах.

Некоторое время назад в Москве и некоторых других городах власти начали активно бороться с самовольно установленными заборами вокруг многоэтажек. Жители устанавливают их по разным причинам – чтобы посторонние не мусорили, не парковали автомобили и не отвлекали жильцов от своих дел.

Но дело в том, что возможность легально установить забор вокруг двора многоквартирного дома существует. Да, это не так просто и весьма затратно, но ограждение вокруг двора выполняет свои функции.

Главное требование к заборам, воротам, калиткам и шлагбаумам – их можно устанавливать только на тех участках, которые выделены в общую долевую собственность жильцов дома (то есть когда двор в собственности жителей дома). Соответственно, с установкой ограждения должны согласиться жители дома, а точнее 2/3 из них или более.

Ограждение должно быть согласовано с некоторыми государственными инстанциями, а также соответствовать ряду требований.

Установка ограждения вокруг двора не противоречит законам, в частности это подтверждают такие документы:

  • Жилищный кодекс : статья 36 (раскрывает право собственности на общее имущество), 44-48 (полномочия общего собрания жильцов и порядок его проведения);
  • Гражданский кодекс : статья 209 (поясняет общие вопросы права собственности);
  • Земельный кодекс : статья 26 (раскрывает документы, подтверждающие право собственности на землю);
  • Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года: пункт 67 (указывает, кто может распоряжаться земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом);
  • региональные нормативные акты , которые регулируют вопросы ограждения придомовой территории.

В целом эти нормативные акты являются основой существующего порядка распоряжения землей, на которой расположен дом и придомовая территория. Так, законодательство признает право жителей дома на этот земельный участок и позволяют устанавливать ограждение на нем.

Однако сам порядок имеет ряд особенностей.

Этапы оформления

Выделение придомовой территории

Как мы писали в материале о выделении участка под парковку, жители многоквартирного дома могут распоряжаться придомовой территорией только если она выделена в кадастре как отдельный земельный участок и оформлена в общую долевую собственность жителей.

Поэтому первым этапом является оформление участка в собственность, если это не было сделано ранее. Обычно дворы домов старой постройки не оформлены в собственность жильцов, так как Жилищный кодекс, обязывающий это делать, вступил в силу только в 2005 году.

Проверить, выделен ли участок под домом, просто – нужно зайти на публичную кадастровую карту России (сайт https://pkk5.rosreestr.ru) и найти на карте свой двор:

blank

Если территория двора обведена красной линией, он выделен в виде участка. Нажав на него, можно узнать информацию об участке. Тут главное – его статус. Если он «временный» – участок начали оформлять, но не закончили работу. Обычно это бывает, когда муниципальные власти поделили территорию на дворы, но эта территория еще не передана в собственность жильцов. Если же статус «ранее учтенный» – участок передали в собственность до 2008 года, «учтенный» – его оформили после 2008 года.

Для относительно старого фонда, если дом не относится к ТСЖ, участок, скорее всего, потребуется выделить и оформить в собственность. Порядок действий такой:

    провести общее собрание жильцов дома по вопросу выделения участка. За это должно проголосовать большинство жильцов, что оформляется протоколом собрания.

Еще на собрании нужно выбрать человека, который будет заниматься с документами. Чаще всего выбирают старшего по дому (если он есть) или того, кто в этом разбирается и имеет свободное время.

Выделить участок в собственность можно даже если последующих планов нет. Это даст жильцам возможность самостоятельно распоряжаться своей дворовой территорией и не зависеть от решений местного органа самоуправления.

Что касается налогообложения придомовых земельных участков, уже несколько лет как они не облагаются налогом на землю.

Поэтому на первом этапе проблем возникнуть не должно (разве что у местной администрации будут вопросы по заполнению протокола собрания жильцов).

Проведение собрания собственников

После проведения собрания, межевания участка и регистрации его в Росреестре жильцы дома могут распоряжаться своим двором по своему усмотрению (но в рамках закона). И одно из их прав – установить по периметру двора ограждение.

Так как двор находится в общей долевой собственности, принимать решение снова должны на общем собрании жильцов дома. На него должны прийти более половины жильцов, а за решение об установке ограждения должны проголосовать 2/3 или больше жильцов.

Для дальнейшего согласования нужно иметь протокол собрания жильцов. На этом же собрании можно обсудить технические вопросы – тип ограждения, фирму-подрядчика, стоимость, порядок оплаты.

Проблемы на этом этапе связаны только с нежеланием отдельных жильцов ставить ограждение. Кому-то это не нужно, а для кого-то слишком дорого. Угрожать и запугивать соседей нельзя, если человек не хочет голосовать за инициативу, это его право, которое нужно уважать.

В целом, это такое же собрание, как и в других случаях, и каких-то особенных требований к нему не выдвигается.

Проект и его согласование

Когда жильцы проголосуют за установку ограждения, нужно составить проект. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем, составление проекта лучше всего поручить специализированной фирме. С учетом стоимости возведения забора расходы на проект будут не такими высокими.

Нигде не указано, что проект должна выполнять специализированная фирма, но требования к нему очень жесткие: нужен генеральный план проекта на актуальной топографической карте, чертеж фрагментов ограждения и ворот, фотографии предполагаемого места установки и т.д. Работа сложная и неподготовленный человек с ней не справится.

Проект должен соответствовать существующим санитарным нормам и правилам, в том числе по высоте забора и степени его прозрачности. Для примера приведем требования к заборам в Екатеринбурге (в каждом городе они свои):

  • обычная многоэтажная и среднеэтажная застройка: прозрачные ограждения не выше 0,9 метров, ограждающие элементы не выше 0,75 метров;
  • замкнутая квартальная застройка: прозрачные ограждения не выше 1,6 метров, ограждающие элементы не выше 0,75 метров;
  • дома блокированной застройки: ограждения вдоль общего фасада не выше 0,9 метров, между участками – ограждения или живая изгородь не выше 1,6 метров.

Проект обязательно должен соответствовать всем требованиям местного нормативного акта, иначе его не согласует местная администрация.

Когда проект составлен, до начала работ по строительству забора нужно получить согласования. Это такие ведомства:

  • инспекция по государственному архитектурно-строительному надзору. Такая инспекция есть в каждом регионе и проверяет проект на соответствие строительным нормам;
  • региональное управление МЧС, которое должно удостовериться, что после обустройства забора останется свободный въезд для автомобилей экстренных служб;
  • местный отдел ГИБДД, который проверяет проект на соответствие правилам дорожного движения (которыми запрещается перекрывать шлагбаумом или воротами сквозные проезды);
  • местное подразделение скорой медицинской помощи.

В каждом из ведомств могут предъявить свои замечания к проекту, тогда придется его дорабатывать. Обычно экстренные службы требуют, чтобы для их автомобилей был организован беспрепятственный доступ во двор, что достаточно трудно организовать на практике.

Строительство забора

После согласования проекта можно приступать к строительству. Чтобы все соответствовало проекту, нужно будет нанимать строительную фирму. Сейчас много компаний (особенно в крупных городах) предлагают строительство заборов «под ключ».

Жильцам остается только выбрать материал, из которого построят забор:

  • деревянный частокол – относительно дешево, но не очень долговечно без соответствующей обработки;
  • заборы из стальной сетки – считаются оптимальным выбором. Сетка-рабица уже устарела (а для ограждения двора в городе она не везде разрешена), и лучшим выбором будет так называемый 3D-забор: blank
  • кованый забор – более дорогой вариант, применяется в элитных жилых комплексах. Цена зависит от сложности и количества отдельных элементов;
  • пластиковый забор – собирается из ПВХ или поликарбонатных панелей. Если материалы качественные, а сборка правильная, такой забор простоит десятки лет;
  • забор из древесно-полимерного композита – современный материал, который хорошо выдерживает разные погодные условия. Минус – не везде разрешено ставить сплошное ограждение: blank
  • живая ограда – подходит не для всех регионов, стоит дорого и требует постоянного ухода. Но при правильном выборе и своевременном уходе выглядит лучше всего.
Читайте также:  Комплект для подключения электрозеркал на ВАЗ 2110 12 с внутренними уголками зеркал

Дополнительно нужно выбрать, будет ли ограничиваться вход и въезд во двор и какими средствами этого добиться:

  • шлагбаум;
  • откатные ворота;
  • обычные ворота;
  • выдвижные столбы, и т.д.

Далее жильцы должны определиться, как будет осуществляться контроль над въездом. Так как экстренные службы требуют беспрепятственный доступ в любой двор, нужно посадить на въезде охранника или организовать постоянное видеонаблюдение (с возможностью дистанционно открывать въезд).

Вариантов много, они отличаются ценой и удобством. Вообще выбор нужно делать еще на первом собрании жильцов, когда решается вопрос ограждать двор или нет. Тогда же нужно обсудить цену вопроса и последующие ежемесячные расходы.

Можно ли поставить шлагбаум

Ставить забор вокруг дома, но оставлять открытым въезд почти не имеет смысла, поэтому вместе с забором обычно согласовывают установку шлагбаума или другого средства перекрыть въезд.

Этот вопрос чуть более сложный, чем просто установка ограждения, ведь после установки шлагбаума нужно обеспечить беспрепятственный проезд экстренным службам. Еще нужно предусмотреть свободный проход клиентов в расположенные в доме магазины и предприятия сферы услуг.

То есть, просто поставить шлагбаум и раздать жильцам ключи (пульты) от него не получится. Решают этот вопрос по-разному:

  • пишут на шлагбауме номер телефона охраны;
  • ставят пост охранника прямо возле шлагбаума;
  • устанавливают видеонаблюдение с удаленным открытием шлагбаума;
  • поручают открывать въезд консьержу близлежащего дома.

Вариант «раздать ключи пожарным и скорой помощи» не пройдет, ведь дворов в городе могут быть тысячи и экстренные службы не будут их возить с собой и искать нужный.

С точки зрения закона обязанность согласовывать порядок въезда на федеральном уровне установлена только в отношении автомобилей МЧС. Порядок въезда для автомобилей полиции, скорой помощи, газовой службы, аварийной службы управляющей компании оговаривается уже на уровне муниципального образования.

В итоге согласовывать шлагбаум нужно в трех инстанциях:

  1. МЧС – чтобы всегда была возможность беспрепятственного въезда пожарному автомобилю;
  2. ГИБДД – чтобы установка не нарушала Правила дорожного движения;
  3. городские власти – чтобы установка соответствовала требованиям Правил благоустройства или других местных документов.

Пока что вопрос установки шлагбаума или ворот во дворе решить непросто. В МЧС и ГИБДД не всегда идут навстречу жильцам, справедливо полагая, что это затруднит въезд спецавтомобилей во двор.

Получить одобрение местной власти тоже сложно, так как вопрос выносится на сессию местного совета, а они бывают не чаще раза в месяц, и не факт, что депутаты согласятся с решением жильцов.

Относительно понятный порядок установки шлагбаума предусмотрен только в Москве. Там достаточно отметить на карте места установки шлагбаума и подать документы в совет депутатов района.

Более того, если двор находится возле улицы с платной парковкой, город даст до 50 тысяч рублей субсидии на каждый шлагбаум.

Возможно, в скором времени порядок установки ворот или шлагбаумов на въезде во двор будет пересмотрен на федеральном уровне. Одна из идей – раздать экстренным службам универсальные ключи.

Цена вопроса

Стоимость оформления и установки забора вокруг дома складывается из нескольких частей:

  • кадастровые работы, если территория не выделена в собственность жильцов;
  • работы по составлению проекта;
  • стоимость самого ограждения и его установки;
  • постоянные затраты на охрану или видеонаблюдение за въездом.

Расходы на выделение участка и проведение кадастровых работ, если они необходимы, составит порядка 10-20 тысяч рублей, плюс в Росреестр нужно уплатить 200 рублей госпошлины. Иногда с этим помогает город за счет средств бюджета, но тогда решение вопроса затянется на месяцы.

Затраты на составление проекта везде оговариваются индивидуально. Цена услуг проектной фирмы зависит от сложности проекта и размеров будущего ограждения.

Непосредственно материалы и установка тоже обойдутся в разную сумму. Цена устанавливается за погонный метр забора и составляет в среднем от 1000 до 2000 рублей за метр.

Например, здесь само ограждение обойдется в 406 рублей за погонный метр без установки:

blank

А здесь более широкий выбор, а также есть возможность заказать установку под ключ:

blank

Самый оптимальный вариант – «3D забор» – будет дешевле всего. Он нормально выглядит, а благодаря порошковому или лакокрасочному покрытию простоит несколько лет без покраски.

Дальше идет установка ворот или шлагбаума (цены для примера из Екатеринбурга):

  • распашные ворота стоят от 29 тысяч рублей (но их нужно открывать-закрывать руками, или установить сервоприводы);
  • шлагбаум обойдется в 39 тысяч рублей минимум;
  • откатные ворота обойдутся минимум в 49 тысяч рублей;
  • калитка для пешеходов стоит от 3 до 6 тысяч рублей.

Во всех случаях стоимость автоматики для открывания въезда не включается в цену, но кое-где ее предлагают бесплатно. Но расходы будут все равно – это и монтаж электропроводки, и подключение ворот к системе связи, и настройка всей системы. Ключей-пультов нужно закупить по числу автомобилей во дворе, и это тоже дорого.

Но самые высокие затраты будут на обустройство будки охранника или систему видеонаблюдения. Напомним, что без этого ставить шлагбаум или ворота нельзя, так как у экстренных служб должна быть возможность беспрепятственного проезда.

После установки нужно будет платить либо ежемесячную плату за видеонаблюдение с контролем открывания ворот, или нанимать охранника (точнее, 3 охранников, работающих сутки через двое). Это уже сотня тысяч рублей в месяц.

Вывод: ограждение двора и установка шлагбаума или ворот – дорогое удовольствие. Если дом управляется ТСЖ, у него могут быть денежные резервы для этого, но управляющая компания вряд ли даст на это деньги. Тогда придется собирать их с жильцов.

Источник

Собственники вправе возвести забор вокруг многоквартирного дома, даже если это лишает иных граждан коротких путей передвижения

Губин Виталий

Но только в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме при устройстве забора соблюден ряд требований.

Правовое обоснования возможности возведения забора

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ” с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу положений статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право в том числе возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

По общему правилу действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка не запрещены действующим законодательством, в силу чего сами по себе противоправными не являются.

Следовательно, собственники самостоятельно распоряжаются своим общедолевым имуществом, в том числе самостоятельно принимают решения о возведении ограждения вокруг своего многоквартирного дома.

Отсутствие обязанности по получению разрешения для возведения забора

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества многоквартирного дома включается земельный участок, на котором расположен дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.

Читайте также:  Рено логан стоимость установки кондиционера

Решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к жилому дому на территории в границах предоставленного земельного участка принимается на общем собрании собственников жилых помещений и осуществляется в установленном законом порядке.

В соответствии с требованиями п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Забор не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, а также от других находящихся на земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого (движимого) имущества.

Тем самым забор не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к основному зданию многоквартирного жилого дома, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: “адрес”, в связи с чем в силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения и соответственно не относится к объектам капитального строительства.

Таким образом, специальных разрешений для возведения забора, за исключением решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не требуется.

Ограждения (заборы) являются элементами благоустройства

В силу п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно п. 1.4. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, ограждения (заборы) относятся к элементам благоустройства.

Градостроительный кодекс РФ, иные законы Российской Федерации, не содержат ограничений и запретов на возведение металлических ограждений на придомовой территории.

В соответствии с пунктом 6.3.2. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения рекомендуется применять декоративные ажурные металлические ограждения и не рекомендуется применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов.

Для обустройства забора необходимо соблюдение требованиям пожарной безопасности и требований о доступности к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города

Т.е. ограждение должно быть выставлено таким образом, что бы к зданию могла беспрепятственно проехать спецтехника в целях устранения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

Устройство ограждения вокруг многоквартирного дома будет законным, если имеется наличие иных маршрутов, обеспечивающих беспрепятственный доступ граждан к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства. При этом бОльшая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию многоквартирного сама правового значения не имеет.

Источник

Установка забора возле многоквартирного дома

Губин Виталий

Но только в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме при устройстве забора соблюден ряд требований.

Правовое обоснования возможности возведения забора

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ” с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу положений статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право в том числе возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

По общему правилу действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка не запрещены действующим законодательством, в силу чего сами по себе противоправными не являются.

Следовательно, собственники самостоятельно распоряжаются своим общедолевым имуществом, в том числе самостоятельно принимают решения о возведении ограждения вокруг своего многоквартирного дома.

Отсутствие обязанности по получению разрешения для возведения забора

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества многоквартирного дома включается земельный участок, на котором расположен дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.

Решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к жилому дому на территории в границах предоставленного земельного участка принимается на общем собрании собственников жилых помещений и осуществляется в установленном законом порядке.

В соответствии с требованиями п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Забор не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, а также от других находящихся на земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого (движимого) имущества.

Тем самым забор не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к основному зданию многоквартирного жилого дома, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: “адрес”, в связи с чем в силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения и соответственно не относится к объектам капитального строительства.

Таким образом, специальных разрешений для возведения забора, за исключением решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не требуется.

Ограждения (заборы) являются элементами благоустройства

В силу п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно п. 1.4. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, ограждения (заборы) относятся к элементам благоустройства.

Читайте также:  Медиа нештатные головные устройства

Градостроительный кодекс РФ, иные законы Российской Федерации, не содержат ограничений и запретов на возведение металлических ограждений на придомовой территории.

В соответствии с пунктом 6.3.2. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения рекомендуется применять декоративные ажурные металлические ограждения и не рекомендуется применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов.

Для обустройства забора необходимо соблюдение требованиям пожарной безопасности и требований о доступности к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города

Т.е. ограждение должно быть выставлено таким образом, что бы к зданию могла беспрепятственно проехать спецтехника в целях устранения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

Устройство ограждения вокруг многоквартирного дома будет законным, если имеется наличие иных маршрутов, обеспечивающих беспрепятственный доступ граждан к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства. При этом бОльшая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию многоквартирного сама правового значения не имеет.

Источник

Могут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД

Жители некоторых многоквартирных домов решают оградиться от других МКД и по решению ОСС устанавливают забор. Не все проживающие в соседних домах готовы смириться с этим, и дело доходит до суда, даже Конституционного. Узнайте мнение судов о том, могут ли жители района потребовать от собственников помещений МКД демонтировать мешающий им забор.

Жители соседних домов вправе в суде потребовать демонтировать установленный вокруг МКД забор

ТСЖ одного из многоквартирных домов Брянска установило вокруг дома ограждение с автоматическими воротами и калитками с домофонами, что не понравилось жителям соседних МКД. Собственники помещений подали иск в суд, требуя демонтировать забор.

В иске они указали, что наличие забора нарушает их права: он установлен с несоблюдением строительных норм и правил, без согласования с муниципалитетом. К тому же конструкция ограничивает доступ оперативным службам к домам, а истцам – к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства.

ТСЖ в суде отметило, что истцы не следовали установленному порядку досудебного урегулирования спора и не имели права выступать от имени жителей соседних домов, поэтому их иск не должен рассматриваться.

Суд первой инстанции отклонил эти доводы товарищества, поскольку законодательством досудебный порядок урегулирования применительно к спорным правоотношениям не предусмотрен, а собственники обратились в суд в своих интересах. Поэтому дело было рассмотрено и дошло до апелляции и даже Конституционного Суда РФ. Разберём его подробнее.

Должна ли УО содержать земельный участок с неустановленными границами

Установленное на земельном участке соседнего дома ограждение должно быть демонтировано

Рассматривая материалы дела, судья первой инстанции указал на то, что спорное ограждения установлено по решению общего собрания собственников дома, вокруг которого оно и смонтировано. Это соответствует п. 2.1. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Однако право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия находится в прямой зависимости от их соответствия закону, а также от того, не нарушают ли они права и интересы других лиц (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).

Правила благоустройства территории муниципального образования утверждает его представительный орган (ч. ч. 1, 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Согласно п. 1.4 Методических рекомендаций, утверждённых приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр, к элементам благоустройства отнесены ограждения (заборы).

В Брянске юридические должностные лица и граждане обязаны проводить благоустройство города только на основании проектов, согласованных с городским Управлением по строительству и развитию территории (п. 2.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты порядка на территории г. Брянска, принятых решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.06.2006 № 460). При установке спорного ограждения, как указал судья, эти требования ТСЖ не выполнило.

Суд назначил экспертизу ограждения и границ земельного участка между МКД. Из заключения следует, что возведённый ТСЖ забор нарушает границы земельного участка дома, в котором находятся принадлежащие истцам квартиры. Спорное ограждение частично расположено на территории соседнего земельного участка.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного его занятия. Как показала экспертиза, для устранения нарушения границ участка под МКД нужно демонтировать часть спорного ограждения. Суд первой инстанции согласился, что ТСЖ обязано это сделать, при этом он отклонил доводы о том, что забор ограничивает доступ к принадлежащим истцам жилым помещениям оперативных служб.

Одновременно, как следует из заключения эксперта, он не соответствует градостроительным требованиям и нормам пожарной безопасности и обустроен без учёта сохранности сети востребованных пешеходных маршрутов. Поэтому товарищество собственников должно демонтировать калитку и ворота, которые препятствуют проходу людей. Иск собственников был удовлетворён.

На каком расстоянии от окон МКД можно устанавливать скамейки и урны

Сносу подлежит мешающий проезду спецтехники и преграждающий доступ к объектам благоустройства забор

ТСЖ подало апелляционную жалобу, указав на противоречивость заключения эксперта, недоказанность существования пешеходных маршрутов и наличия препятствий для свободного доступа жителей домов к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства. В ГрК РФ и законодательстве Брянской области нет ограничений и запретов на возведение металлических ограждений на придомовой территории, отсутствует указание на необходимость подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство.

Судья внимательно разобрал результаты проведённой экспертизы и рецензию на неё, в которой указывалось на неправильные выводы эксперта и ошибки. Однако суд подтвердил, что в результате действий ответчика по установлению ограждения придомовой территории было нарушено право общей долевой собственности жителей соседних домов, в том числе истцов. Поэтому ТСЖ обязано демонтировать металлическое сетчатое ограждение, расположенное в границах соседнего земельного участка.

Но убирать калитки и ворота, по мнению суда, ТСЖ не обязано: они расположены в границах земельного участка дома, которым управляет товарищество, их установка утверждена общим собранием собственников. Муниципалитет самостоятельных требований относительно спорного ограждения не заявил и не предоставил доказательств, что оно возведено с нарушением градостроительных норм и правил.

Суд пришёл к выводу, что отсутствие согласования проекта установки ограждения многоквартирного дома само по себе не может служить причиной для его демонтажа. Также судья не нашёл оснований для утверждения, что забор препятствует проезду спецтранспорта, а запертые калитки создают помехи для беспрепятственного доступа истцов к пешеходным и автодорогам.

Возле спорных домов есть и другие проезды и тротуары. То, что обходные пути длиннее, чем через придомовую территорию ограждённого МКД, само по себе не говорит о нарушении прав и законных интересов истцов.

Апелляционный суд изменил решение первой инстанции, отменив обязанность ТСЖ убрать калитки и автоматические ворота, перераспределил судебные и иные расходы между сторонами. Обязанность товарищества убрать ограждение с придомовой территории соседнего МКД осталась в силе.

Зачем УО благоустраивать двор дома и какие объекты там установить

Право собственников установить на придомовой территории забор не нарушает конституционных прав граждан

Истцы попытались оспорить такое положение вещей в Конституционном Суде РФ. Один из них поставил под сомнение конституционность ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, ч. 1 ст. 43 ЗК РФ. По мнению заявителя, оспариваемые норм не соответствуютч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. Они позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с муниципалитетом.

Но КС РФ не согласился с позицией собственника помещения в МКД, указав, что в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения могут иметь в частной собственности землю. Собственники вправе свободно владеть и пользоваться землёй, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования определяются на основе федерального закона.

  1. Оно не выходит за пределы земельного участка, включённого в общее имущество МКД.
  2. Ограждение согласовано с муниципалитетом и соответствует составленному проекту.
  3. Забор не препятствует проезду спецтраспорта и не перекрывает единственный проход граждан и проезд к городским элементам благоустройства и дорогам.

При этом препятствием для установки ограждения не может стать недовольство жителей соседних домов, у которых из-за этого удлиняется путь до остановки или магазина.

Источник

Adblock
detector