ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.
Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.
Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности.
Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.
Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека.
Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей.
Этот круг вопросов рассматривался И. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека.
Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», объясняет направленность будущего поведения личности.
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии.
Для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».
В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации.
Они предложили характеризовать обе стороны вышеприведенного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида).
Впервые было внесено понятие аттитюда – «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
После открытия феномена аттитюда начался бум в его исследовании.
Возникло несколько различных толкований аттитюда: определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
В качестве основного метода были использованы различные шкалы, предложенные Л. Тернстоуном.
Функции аттитюдов:
1) приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения (функция саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда:
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).
Стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т. д.
Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией.
В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность человека воспринимать что – то определенным образом и действовать тем или иным способом.
Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).
Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу увеличительного стекла при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу искажающего зеркала.
Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности человека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности.
Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.
Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.
Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.
На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида.
Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца.
Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности.
Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его продолжению.
Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и более основательно изучен в исследованиях В. Зейгарника (эффект Зейгарника).
На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации.
Первый этап охватывает период детства до 12 лет.
Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям.
С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей.
Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием.
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.
Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться.
Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является.
Выдвинуто много различных моделей объяснения процессам изменения социальных установок.
Большинство исследований социальных установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентаций – бихевиористской и когнитивистской.
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов (обозначение «социальной установки» в западной социальной психологии)) используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки.
Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки.
Если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, то изменение возможно лишь при условии «включения» социальных факторов.
Подчиненность самой социальной установки более высоким уровням диспозиций обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к «подкреплению».
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда.
Изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику.
Стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, упорядоченного восприятия внешнего мира.
Феномен социальных установок обусловлен как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми.
Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок, недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их.
Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности.
Выполнить эти требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды Классификация средств обучения не может быть четкой и единой. Особенность средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя – отобрать
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно
ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство – понятие и классификация
ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство – понятие и классификация Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий
25. Определение и классификация малых групп
25. Определение и классификация малых групп Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,
26. Социальная установка личности, её формирование и изменение
26. Социальная установка личности, её формирование и изменение Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.Признаки социальной установки:1) социальный характер
4.3. Социальная установка
4.3. Социальная установка Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный
Определение и классификация типов характера
Определение и классификация типов характера Фенихель описывает характер как «привычный способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом» (прим. 1). В основе происхождения наиболее молодой
16. Социальная установка личности
16. Социальная установка личности Одним из важнейших понятий юридической психологии является социальная установка, или аттитюд . В научный обиход термин был введен Томасом и Званецким и определялся ими как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека
Общая установка
Общая установка Общий принцип общения с трудными людьми любого типа состоит в том, чтобы отдавать себе отчет в существовании некоторых скрытых интересов или нужд, которые они удовлетворяют, действуя таким образом. Например, сверхагрессивный человек может действовать
8.2. Мотивационная установка
8.2. Мотивационная установка Выше уже говорилось, что с началом действия (или деятельности) мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля — аппарате сличения в виде эталона, с которым происходит
Социальная установка
Социальная установка Темперамент циклоидов определяет характер их социальной установки, на что уже было указано. Они имеют потребность высказаться, высмеяться и выплакаться, ближайшим естественным путем стремятся к тому, что приводит их душу в адекватное движение,
Установка на данность и установка на рост
Установка на данность и установка на рост Если вам свойственна установка на данность, каждая ситуация, в которой вы оказываетесь, представляет собой референдум по вопросу о том, обладаете ли вы теми качествами и способностями, которые себе приписываете? Дети с установкой
Источник
Социальная установка: понятие, функции, формирование
Из английского языка к нам пришло слово attitude, которое переводится как «отношение». Понятие «аттитюд» в политической социологии означает готовность человека к выполнению какого-либо определенного действия. Синоним этого слова – «установка».
Что такое аттитюд?
Под социальной установкой понимают специфический образ различных действий, которые индивид реализует или собирается реализовывать в конкретной ситуации. То есть под аттитюдом можно понимать склонность (предрасположенность) субъекта к определенному социальному поведению. Это явление обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов. Среди них предрасположенность индивида воспринимать и оценивать, осознавать и в конечном итоге действовать определенным образом относительно некоторого социального субъекта.
А как это понятие трактует официальная наука? В социальной психологии термин «социальная установка» используется применительно к определенной диспозиции человека, организовывающей его чувства, мысли и возможные действия с учетом имеющегося объекта.
Под аттитюдом также пронимают особый тип убеждения, характеризующий собой уже сложившуюся у индивида оценку некоего определенного объекта.
Рассматривая данное понятие, важно понимать отличия между терминами «установка» и «социальная установка». Последний из них считается состоянием сознания индивида, функционируя при этом на уровне общественных связей.
Аттитюд считают неким гипотетическим конструктором. Являясь ненаблюдаемым, он определяется исходя из измеряемых реакций личности, отражающих негативные или позитивные оценки рассматриваемого объекта социума.
История изучения
Понятие «аттитюд» впервые ввели социологи У. Томас и Ф. Знанацкий в 1918 г. Эти ученые рассматривали проблемы адаптации крестьян, которые эмигрировали из Польши в Америку. В результате проведенных ими исследований свет увидел труд, в котором аттитюд был определен в качестве состояния сознания личности относительно определенной социальной ценности, а также переживания индивидом смысла такой ценности.
На этом история неожиданно возникшего направления не закончилась. В дальнейшем исследования аттитюда были продолжены. Причем их можно разделить на несколько этапов.
Бурное развитие исследований
Первый этап изучения социальной установки длился от начала введения термина вплоть до Второй мировой войны. В данный период популярность проблемы и количество исследований по ней переживали свой бурный рост. Это было время проведения многочисленных дискуссий, на которых спорили о содержании данного понятия. Ученые стремились и к разработке способов, которые позволили бы провести его измерение.
Большое распространение получило понятие, введенное Г. Оппортом. Этот исследователь активно включился в работу по разработке процедур оценки для антиподов. Это были 20-30-е гг. прошлого столетия, когда ученые обладали одними только опросниками. Г. Оппортом же была создана своя шкала. Кроме этого, им была введена и экспертная процедура.
Собственные шкалы, имеющие различные интервалы, были разработаны Л. Терстойном. Эти приспособления служили для измерения негативной или позитивной напряженности тех отношений, которые имеются у человека по отношению к определенному явлению, объекту или социальной проблеме.
Далее появились шкалы Р. Лайкерта. Они предназначались для измерения социальных установок в обществе, но при этом не включали в себя экспертные оценки.
Уже в 30-40-х гг. аттитюд начали исследовать в качестве функции структуры имеющихся у человека межличностных отношений. При этом активно использовались идеи Дж. Мида. Этот ученый высказывал мнение о том, что формирование социальных установок у человека происходит благодаря принятию установок окружающих его людей.
Спад интереса
Второй этап в изучении понятия «социальная установка» длился с 1940 г. по 1950-е гг. В это время изучение аттитюда пошло на убыль. Случилось это в связи с некоторыми обнаружившимися затруднениями, а также тупиковыми позициями. Именно поэтому интерес ученых переключился на динамику в области групповых процессов – направление, которое было стимулировано идеями К. Левина.
Несмотря на имеющий место спад, ученые продолжали изучать структурные составляющие социальной установки. Так, формулировка мультикомпонентного подхода к антиподу была предложена М. Смитом, Р. Крачфилдом и Д. Кречем. Кроме этого в понятии, рассматривающем социальные установки личности, исследователи выделили три компонента. В их числе такие, как:
- аффективный, представляющий собой оценку объекта и возникших к нему чувств;
- когнитивный, представляющий собой реакции или убеждения, в которых находит отражение восприятие объекта социума, а также знание человека о нем;
- конативный, или поведенческий, указывающий на намерения, тенденции и действия в отношении определенного объекта.
Большинством социальных психологов аттитюд рассматривается как оценка или эффект. Но некоторые специалисты полагали, что он включает в себя все три перечисленных выше реакции.
Возрождение интереса
Третий этап изучения социальных установок людей длился с 1950-х по 1960-е годы. В это время интерес к проблематике получил свое второе рождение. У ученых возник целый ряд новых альтернативных идей. Однако для данного периода характерно и обнаружение признаков кризисного состояния проводимых исследований.
Самый большой интерес в эти годы вызывала проблема, связанная с изменением социальных установок, а также связи ее элементов между собой. В данный период возникли функциональные теории, разработанные Смитом совместно с Д. Кацем и Келмэном. МакГвайром и Сарновой была высказана гипотеза об изменениях установки. В это же время ученые усовершенствовали технику шкалирования. С целью измерения социальных установок личности ученые начали применять психофизические методы. На третий этап приходится и ряд исследований, выполненных школой К. Ховланда. Их основная цель заключалась в изучении связей между эффективными и когнитивными элементами аттитюда.
В 1957 г. Л. Фостингером была выдвинута теория когнитивного диссонанса. После этого начались активные исследования связей данного типа в различных установках.
Застой
Четвертый этап исследований аттитюда приходится на 1970-е годы. В это время данное направление было заброшено учеными. Явный застой был связан с большим количеством противоречий, а также имеющихся несопоставимых фактов. Это было время осмысления ошибок, которые имели место на протяжении всего периода изучения аттитюда. Для четвертого этапа характерно создание множества «мини-теорий». С их помощью ученые пытались объяснить тот накопленный материал, который уже имелся по данной проблеме.
Продолжение изучения
Исследования по проблеме аттитюда вновь возобновились в 1980–1990-х гг. При этом у ученых возрос интерес к системам социальных установок. Под ними стали понимать такие комплексные образования, которые включают в себя наиболее значимые реакции, возникающие на объект социума. Возрождение интереса на данном этапе было связано с потребностями различных практических сфер.
Помимо изучения систем социальных установок неуклонно начал расти интерес к вопросам проблемы изменения аттитюдов, а также их роли в обработке поступающих данных. В 80-е годы было создано несколько когнитивных моделей Дж Капоччо, Р. Петти и Ш. Чейкена, которые касаются области убеждающей коммуникации. Особенно интересно было ученым понять, как связаны между собой социальная установка и поведение человека.
Основные функции
Проводимые учеными измерения аттитюда были основаны на вербальном самоотчете. В связи с этим возникли неясности с определением, что же является социальными установками личности. Может, это мнение или знание, убеждение и т. д. Разработка методических средств дала толчок для стимулирования дальнейшего теоретического поиска. Его исследователи осуществляли по таким направлениям, как определение функции социальной установки, а также разъяснение ее структуры.
Было понятно, что аттитюд необходим для удовлетворения человеком каких-то своих важных потребностей. Однако понадобилось установить их точный перечень. Это и привело к открытию функций аттитюдов. Их всего четыре:
- Приспособительная. Порой ее называют адаптивной или утилитарной. В этом случае социальная установка направляет индивида к объектам, необходимым ему для достижения целей.
- Знания. Эта функция социальной установки служит для дачи упрощенных указаний относительно того способа поведения, который будет применим к конкретному объекту.
- Выражения. Такую функцию социальной установки порой называют функцией саморегуляции или ценности. В этом случае аттитюд выступает в качестве средства освобождения индивида от внутреннего напряжения. Он же способствует выражению себя в качестве личности.
- Защиты. Подобная функция аттитюда призвана разрешить внутренние конфликты личности.
Структура
Каким образом социальная установка способна выполнить столь сложные перечисленные выше функции? Они выполняются ею благодаря обладанию сложной внутренней системой
В 1942 г. ученым М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входит три элемента: когнитивный (представления, знания), аффективный (эмоции), поведенческий, выражающийся в стремлении и планах действий.
Эти составляющие обладают тесной взаимосвязью между собой. Так, если один из них претерпевает некоторые изменения, то тут же происходит изменение в содержании других. В некоторых случаях аффективный компонент социальных установок является более доступным для исследования. Ведь люди намного быстрей опишут те чувства, которые возникают у них по отношению к объекту, чем расскажут о полученных представлениях. Именно поэтому социальная установка и поведение наиболее тесно связаны между собой через аффективный компонент.
Сегодня, при вновь возникшем интересе к проведению исследований в области установочных систем структура аттитюда описывается более широко. В целом ее считают устойчивой предрасположенностью и ценностной диспозицией к определенной оценке объекта, которая основана на аффективных и когнитивных реакциях, сложившемся поведенческом намерении, а также предшествующем поведении. Значение социальной установки при этом заключено в ее способности влиять на аффективные реакции, познавательные процессы, а также на будущее поведение человека. Аттитюд рассматривается в качестве суммарной оценки всех компонентов, составляющих его структуру.
Формирование социальных установок
В изучении данного вопроса существует несколько различных подходов:
- Бихевиоральный. Он рассматривает социальную установку в качестве промежуточной переменной, которая возникает между появлением объективного стимула и внешней реакцией. Данный аттитюд фактически недоступен для визуального описания. Он служит одновременно реакцией, возникшей на тот или иной стимул, а также самим стимулом для имеющей место реакции. При таком подходе аттитюд является своеобразным связующим механизмом, находящимся между внешней средой и объективным стимулом. Формирование социальной установки при этом происходит без участия человека за счет его наблюдения за поведением окружающих людей и его последствий, а также за счет положительного подкрепления связей между уже имеющими место установками.
- Мотивационный. При таком подходе к формированию социальных установок, данный процесс рассматривается как тщательное взвешивание человеком «за» и «против». При этом индивид может принять для себя новый аттитюд или определить последствия его принятия. Мотивационным подходом к формированию социальных установок рассматривается две теории. Согласно первой из них, называемой «Теорией когнитивного реагирования», формирование аттитюдов происходит при негативном или позитивном реагировании индивида на новую позицию. Во втором случае социальная установка является итогом оценки человеком той пользы, которую может принести принятие или непринятие им нового аттитюда. Такую гипотезу называют «Теорией ожидаемых преимуществ». В связи с этим, основными факторами, оказывающими влияние на формирование установок в мотивационном подходе, являются цена предстоящего выбора и выгода от его последствий.
- Когнитивный. В этом подходе существует несколько теорий, имеющих между собой определенное сходство. Одна из них была предложена Ф. Хайдером. Это «Теория структурного баланса». Существует еще две признанные гипотезы. Одна из них конгруэнтности (П. Таннебаума и Ч. Остуда), а вторая — когнитивного диссонанса (П. Фестингера). В их основе лежат представления о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности. Благодаря этому формирование аттитюдов становится результатом стремления личности разрешить имеющие место внутренние противоречия, возникшие в связи с несогласованностью когниций и социальных установок.
- Структурный. Данный подход исследователи разрабатывался в Чикагской школе в 20-е годы прошлого столетия. В его основе лежат идеи Дж. Мида. Ключевой гипотезой этого ученого является предположение о том, что люди развивают свои установки путем принятия установок «других». Эти друзья, близкие и знакомые являются значимыми для человека, поэтому и являются решающим фактором в формировании аттитюда.
- Генетический. Сторонники данного подхода полагают, что аттитюды могут быть не прямыми, а опосредованными факторами, такими как, например, врожденные различия темперамента, данные от природы биохимические реакции и интеллектуальные способности. Социальные установки, обусловленные генетически, доступнее и сильнее приобретенных. При этом они более устойчивы, менее изменчивы, а также имеют большую значимость для их носителей.
Исследователем Ж. Годфруа было выделено три этапа, во время которых у индивида происходит процесс социализации и формируется аттитюд.
Первый из них длится от рождения до 12 лет. В этот период все социальные установки, нормы и ценности у человека формируются в полном соответствии с родительскими моделями. Следующий этап длится с 12 лет и заканчивается 20 годами. Это время, когда социальные установки и ценности человека становятся более конкретными. Их формирование связывают с усвоением индивидуумом ролей в социуме. В течение следующего десятилетия длится третий этап. Он охватывает период с 20 до 30 лет. В это время у человека происходит своеобразная кристаллизация аттитюда, на основе которого начинает формироваться устойчивая система убеждений. Уже к 30 годам социальные установки отличает значительная стабильность, и изменить их очень сложно.
Аттитюды и общество
В отношениях между людьми существует определенный социальный контроль. Он представляет собой влияние общества на социальные установки, социальные нормы, ценности, представления, поведение человека и его идеалы
Основными составляющими такого вида контроля являются экспектации, а также нормы и санкции.
Первый из этих трех элементов выражается в требованиях окружающих к конкретному человеку, которые находят свое выражение в виде ожиданий той или иной формы принятых им социальных установок.
Социальные нормы являются образцами того, что люди должны думать и говорить, делать и чувствовать в той или иной конкретной ситуации.
Что касается третьего компонента, то он служит мерой воздействия. Именно поэтому социальные санкции являются основным средством социального контроля, который выражается в многообразных способах регулирования жизненной деятельности человека, обусловленных разнообразными групповыми (общественными) процессами.
Каким способом осуществляется такой контроль? Самыми основными его формами являются:
- законы, представляющие собой ряд нормативных актов, регулирующих формальные взаимоотношения между людьми в масштабах государства;
- табу, являющиеся системой запретов на совершение определенных мыслей и действий человека.
Помимо этого, социальный контроль осуществляется исходя из обычаев, которые рассматриваются в качестве общественной привычки, традиций, морали, нравов, существующего этикета и т. д.
Социальные установки в производственном процессе
В 20–30-е годы прошлого века бурными темпами развивалась теория управления (менеджмента). А. Файолем было впервые отмечено наличие в нем множества психологических факторов. Среди них единство руководства и власть, подчинение собственных интересов общим, корпоративный дух, инициатива и т. д.
Проведя анализ вопросов управления предприятием, А. Файоль отметил, что слабости в виде лености и эгоизма, честолюбия и невежества приводят к тому, что люди пренебрегают общими интересами, отдавая предпочтение частным. Сказанные в начале прошлого века слова не потеряли своей актуальности и в наше время. Ведь социально-экономические установки существуют не только в каждой конкретной компании. Они имеют место везде, где пересекаются интересы людей. Такое происходит, например, в политике или в экономике.
Благодаря теории А. Файоля управление стали считать специфической и при этом самостоятельной деятельностью людей. Результатом этого стало возникновение новой отрасли науки, которая носит название «Психология управления».
В начале 20-го века произошло соединение двух подходов в менеджменте. А именно социологического и психологического. На смену деперсонифицированным отношениям пришел учет мотивационных, личностных и прочих социально-психологических установок, без которых невозможна деятельность организации. Это позволило перестать считать человека придатком машины. Те взаимоотношения, которые складывались между людьми и механизмами, привели к новому пониманию. Человек, согласно теории А. Майоля, не являлся машиной. Управление механизмами при этом не отождествлялось с руководством людьми. И это высказывание внесло значительную лепту в осознание сущности и места человеческой деятельности в системе управления предприятием. Практика менеджмента была изменена за счет внесения некоторых поправок, основными из которых являлись следующие:
Источник
Социальная установка: понятие, функции, формирование
Из английского языка к нам пришло слово attitude, которое переводится как «отношение». Понятие «аттитюд» в политической социологии означает готовность человека к выполнению какого-либо определенного действия. Синоним этого слова – «установка».
Что такое аттитюд?
Под социальной установкой понимают специфический образ различных действий, которые индивид реализует или собирается реализовывать в конкретной ситуации. То есть под аттитюдом можно понимать склонность (предрасположенность) субъекта к определенному социальному поведению. Это явление обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов. Среди них предрасположенность индивида воспринимать и оценивать, осознавать и в конечном итоге действовать определенным образом относительно некоторого социального субъекта.
А как это понятие трактует официальная наука? В социальной психологии термин «социальная установка» используется применительно к определенной диспозиции человека, организовывающей его чувства, мысли и возможные действия с учетом имеющегося объекта.
Под аттитюдом также пронимают особый тип убеждения, характеризующий собой уже сложившуюся у индивида оценку некоего определенного объекта.
Рассматривая данное понятие, важно понимать отличия между терминами «установка» и «социальная установка». Последний из них считается состоянием сознания индивида, функционируя при этом на уровне общественных связей.
Аттитюд считают неким гипотетическим конструктором. Являясь ненаблюдаемым, он определяется исходя из измеряемых реакций личности, отражающих негативные или позитивные оценки рассматриваемого объекта социума.
История изучения
Понятие «аттитюд» впервые ввели социологи У. Томас и Ф. Знанацкий в 1918 г. Эти ученые рассматривали проблемы адаптации крестьян, которые эмигрировали из Польши в Америку. В результате проведенных ими исследований свет увидел труд, в котором аттитюд был определен в качестве состояния сознания личности относительно определенной социальной ценности, а также переживания индивидом смысла такой ценности.
На этом история неожиданно возникшего направления не закончилась. В дальнейшем исследования аттитюда были продолжены. Причем их можно разделить на несколько этапов.
Бурное развитие исследований
Первый этап изучения социальной установки длился от начала введения термина вплоть до Второй мировой войны. В данный период популярность проблемы и количество исследований по ней переживали свой бурный рост. Это было время проведения многочисленных дискуссий, на которых спорили о содержании данного понятия. Ученые стремились и к разработке способов, которые позволили бы провести его измерение.
Большое распространение получило понятие, введенное Г. Оппортом. Этот исследователь активно включился в работу по разработке процедур оценки для антиподов. Это были 20-30-е гг. прошлого столетия, когда ученые обладали одними только опросниками. Г. Оппортом же была создана своя шкала. Кроме этого, им была введена и экспертная процедура.
Собственные шкалы, имеющие различные интервалы, были разработаны Л. Терстойном. Эти приспособления служили для измерения негативной или позитивной напряженности тех отношений, которые имеются у человека по отношению к определенному явлению, объекту или социальной проблеме.
Далее появились шкалы Р. Лайкерта. Они предназначались для измерения социальных установок в обществе, но при этом не включали в себя экспертные оценки.
Уже в 30-40-х гг. аттитюд начали исследовать в качестве функции структуры имеющихся у человека межличностных отношений. При этом активно использовались идеи Дж. Мида. Этот ученый высказывал мнение о том, что формирование социальных установок у человека происходит благодаря принятию установок окружающих его людей.
Спад интереса
Второй этап в изучении понятия «социальная установка» длился с 1940 г. по 1950-е гг. В это время изучение аттитюда пошло на убыль. Случилось это в связи с некоторыми обнаружившимися затруднениями, а также тупиковыми позициями. Именно поэтому интерес ученых переключился на динамику в области групповых процессов – направление, которое было стимулировано идеями К. Левина.
Несмотря на имеющий место спад, ученые продолжали изучать структурные составляющие социальной установки. Так, формулировка мультикомпонентного подхода к антиподу была предложена М. Смитом, Р. Крачфилдом и Д. Кречем. Кроме этого в понятии, рассматривающем социальные установки личности, исследователи выделили три компонента. В их числе такие, как:
- аффективный, представляющий собой оценку объекта и возникших к нему чувств;
- когнитивный, представляющий собой реакции или убеждения, в которых находит отражение восприятие объекта социума, а также знание человека о нем;
- конативный, или поведенческий, указывающий на намерения, тенденции и действия в отношении определенного объекта.
Большинством социальных психологов аттитюд рассматривается как оценка или эффект. Но некоторые специалисты полагали, что он включает в себя все три перечисленных выше реакции.
Возрождение интереса
Третий этап изучения социальных установок людей длился с 1950-х по 1960-е годы. В это время интерес к проблематике получил свое второе рождение. У ученых возник целый ряд новых альтернативных идей. Однако для данного периода характерно и обнаружение признаков кризисного состояния проводимых исследований.
Самый большой интерес в эти годы вызывала проблема, связанная с изменением социальных установок, а также связи ее элементов между собой. В данный период возникли функциональные теории, разработанные Смитом совместно с Д. Кацем и Келмэном. МакГвайром и Сарновой была высказана гипотеза об изменениях установки. В это же время ученые усовершенствовали технику шкалирования. С целью измерения социальных установок личности ученые начали применять психофизические методы. На третий этап приходится и ряд исследований, выполненных школой К. Ховланда. Их основная цель заключалась в изучении связей между эффективными и когнитивными элементами аттитюда.
В 1957 г. Л. Фостингером была выдвинута теория когнитивного диссонанса. После этого начались активные исследования связей данного типа в различных установках.
Застой
Четвертый этап исследований аттитюда приходится на 1970-е годы. В это время данное направление было заброшено учеными. Явный застой был связан с большим количеством противоречий, а также имеющихся несопоставимых фактов. Это было время осмысления ошибок, которые имели место на протяжении всего периода изучения аттитюда. Для четвертого этапа характерно создание множества «мини-теорий». С их помощью ученые пытались объяснить тот накопленный материал, который уже имелся по данной проблеме.
Продолжение изучения
Исследования по проблеме аттитюда вновь возобновились в 1980–1990-х гг. При этом у ученых возрос интерес к системам социальных установок. Под ними стали понимать такие комплексные образования, которые включают в себя наиболее значимые реакции, возникающие на объект социума. Возрождение интереса на данном этапе было связано с потребностями различных практических сфер.
Помимо изучения систем социальных установок неуклонно начал расти интерес к вопросам проблемы изменения аттитюдов, а также их роли в обработке поступающих данных. В 80-е годы было создано несколько когнитивных моделей Дж Капоччо, Р. Петти и Ш. Чейкена, которые касаются области убеждающей коммуникации. Особенно интересно было ученым понять, как связаны между собой социальная установка и поведение человека.
Основные функции
Проводимые учеными измерения аттитюда были основаны на вербальном самоотчете. В связи с этим возникли неясности с определением, что же является социальными установками личности. Может, это мнение или знание, убеждение и т. д. Разработка методических средств дала толчок для стимулирования дальнейшего теоретического поиска. Его исследователи осуществляли по таким направлениям, как определение функции социальной установки, а также разъяснение ее структуры.
Было понятно, что аттитюд необходим для удовлетворения человеком каких-то своих важных потребностей. Однако понадобилось установить их точный перечень. Это и привело к открытию функций аттитюдов. Их всего четыре:
- Приспособительная. Порой ее называют адаптивной или утилитарной. В этом случае социальная установка направляет индивида к объектам, необходимым ему для достижения целей.
- Знания. Эта функция социальной установки служит для дачи упрощенных указаний относительно того способа поведения, который будет применим к конкретному объекту.
- Выражения. Такую функцию социальной установки порой называют функцией саморегуляции или ценности. В этом случае аттитюд выступает в качестве средства освобождения индивида от внутреннего напряжения. Он же способствует выражению себя в качестве личности.
- Защиты. Подобная функция аттитюда призвана разрешить внутренние конфликты личности.
Структура
Каким образом социальная установка способна выполнить столь сложные перечисленные выше функции? Они выполняются ею благодаря обладанию сложной внутренней системой
В 1942 г. ученым М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входит три элемента: когнитивный (представления, знания), аффективный (эмоции), поведенческий, выражающийся в стремлении и планах действий.
Эти составляющие обладают тесной взаимосвязью между собой. Так, если один из них претерпевает некоторые изменения, то тут же происходит изменение в содержании других. В некоторых случаях аффективный компонент социальных установок является более доступным для исследования. Ведь люди намного быстрей опишут те чувства, которые возникают у них по отношению к объекту, чем расскажут о полученных представлениях. Именно поэтому социальная установка и поведение наиболее тесно связаны между собой через аффективный компонент.
Сегодня, при вновь возникшем интересе к проведению исследований в области установочных систем структура аттитюда описывается более широко. В целом ее считают устойчивой предрасположенностью и ценностной диспозицией к определенной оценке объекта, которая основана на аффективных и когнитивных реакциях, сложившемся поведенческом намерении, а также предшествующем поведении. Значение социальной установки при этом заключено в ее способности влиять на аффективные реакции, познавательные процессы, а также на будущее поведение человека. Аттитюд рассматривается в качестве суммарной оценки всех компонентов, составляющих его структуру.
Формирование социальных установок
В изучении данного вопроса существует несколько различных подходов:
- Бихевиоральный. Он рассматривает социальную установку в качестве промежуточной переменной, которая возникает между появлением объективного стимула и внешней реакцией. Данный аттитюд фактически недоступен для визуального описания. Он служит одновременно реакцией, возникшей на тот или иной стимул, а также самим стимулом для имеющей место реакции. При таком подходе аттитюд является своеобразным связующим механизмом, находящимся между внешней средой и объективным стимулом. Формирование социальной установки при этом происходит без участия человека за счет его наблюдения за поведением окружающих людей и его последствий, а также за счет положительного подкрепления связей между уже имеющими место установками.
- Мотивационный. При таком подходе к формированию социальных установок, данный процесс рассматривается как тщательное взвешивание человеком «за» и «против». При этом индивид может принять для себя новый аттитюд или определить последствия его принятия. Мотивационным подходом к формированию социальных установок рассматривается две теории. Согласно первой из них, называемой «Теорией когнитивного реагирования», формирование аттитюдов происходит при негативном или позитивном реагировании индивида на новую позицию. Во втором случае социальная установка является итогом оценки человеком той пользы, которую может принести принятие или непринятие им нового аттитюда. Такую гипотезу называют «Теорией ожидаемых преимуществ». В связи с этим, основными факторами, оказывающими влияние на формирование установок в мотивационном подходе, являются цена предстоящего выбора и выгода от его последствий.
- Когнитивный. В этом подходе существует несколько теорий, имеющих между собой определенное сходство. Одна из них была предложена Ф. Хайдером. Это «Теория структурного баланса». Существует еще две признанные гипотезы. Одна из них конгруэнтности (П. Таннебаума и Ч. Остуда), а вторая — когнитивного диссонанса (П. Фестингера). В их основе лежат представления о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности. Благодаря этому формирование аттитюдов становится результатом стремления личности разрешить имеющие место внутренние противоречия, возникшие в связи с несогласованностью когниций и социальных установок.
- Структурный. Данный подход исследователи разрабатывался в Чикагской школе в 20-е годы прошлого столетия. В его основе лежат идеи Дж. Мида. Ключевой гипотезой этого ученого является предположение о том, что люди развивают свои установки путем принятия установок «других». Эти друзья, близкие и знакомые являются значимыми для человека, поэтому и являются решающим фактором в формировании аттитюда.
- Генетический. Сторонники данного подхода полагают, что аттитюды могут быть не прямыми, а опосредованными факторами, такими как, например, врожденные различия темперамента, данные от природы биохимические реакции и интеллектуальные способности. Социальные установки, обусловленные генетически, доступнее и сильнее приобретенных. При этом они более устойчивы, менее изменчивы, а также имеют большую значимость для их носителей.
Исследователем Ж. Годфруа было выделено три этапа, во время которых у индивида происходит процесс социализации и формируется аттитюд.
Первый из них длится от рождения до 12 лет. В этот период все социальные установки, нормы и ценности у человека формируются в полном соответствии с родительскими моделями. Следующий этап длится с 12 лет и заканчивается 20 годами. Это время, когда социальные установки и ценности человека становятся более конкретными. Их формирование связывают с усвоением индивидуумом ролей в социуме. В течение следующего десятилетия длится третий этап. Он охватывает период с 20 до 30 лет. В это время у человека происходит своеобразная кристаллизация аттитюда, на основе которого начинает формироваться устойчивая система убеждений. Уже к 30 годам социальные установки отличает значительная стабильность, и изменить их очень сложно.
Аттитюды и общество
В отношениях между людьми существует определенный социальный контроль. Он представляет собой влияние общества на социальные установки, социальные нормы, ценности, представления, поведение человека и его идеалы
Основными составляющими такого вида контроля являются экспектации, а также нормы и санкции.
Первый из этих трех элементов выражается в требованиях окружающих к конкретному человеку, которые находят свое выражение в виде ожиданий той или иной формы принятых им социальных установок.
Социальные нормы являются образцами того, что люди должны думать и говорить, делать и чувствовать в той или иной конкретной ситуации.
Что касается третьего компонента, то он служит мерой воздействия. Именно поэтому социальные санкции являются основным средством социального контроля, который выражается в многообразных способах регулирования жизненной деятельности человека, обусловленных разнообразными групповыми (общественными) процессами.
Каким способом осуществляется такой контроль? Самыми основными его формами являются:
- законы, представляющие собой ряд нормативных актов, регулирующих формальные взаимоотношения между людьми в масштабах государства;
- табу, являющиеся системой запретов на совершение определенных мыслей и действий человека.
Помимо этого, социальный контроль осуществляется исходя из обычаев, которые рассматриваются в качестве общественной привычки, традиций, морали, нравов, существующего этикета и т. д.
Социальные установки в производственном процессе
В 20–30-е годы прошлого века бурными темпами развивалась теория управления (менеджмента). А. Файолем было впервые отмечено наличие в нем множества психологических факторов. Среди них единство руководства и власть, подчинение собственных интересов общим, корпоративный дух, инициатива и т. д.
Проведя анализ вопросов управления предприятием, А. Файоль отметил, что слабости в виде лености и эгоизма, честолюбия и невежества приводят к тому, что люди пренебрегают общими интересами, отдавая предпочтение частным. Сказанные в начале прошлого века слова не потеряли своей актуальности и в наше время. Ведь социально-экономические установки существуют не только в каждой конкретной компании. Они имеют место везде, где пересекаются интересы людей. Такое происходит, например, в политике или в экономике.
Благодаря теории А. Файоля управление стали считать специфической и при этом самостоятельной деятельностью людей. Результатом этого стало возникновение новой отрасли науки, которая носит название «Психология управления».
В начале 20-го века произошло соединение двух подходов в менеджменте. А именно социологического и психологического. На смену деперсонифицированным отношениям пришел учет мотивационных, личностных и прочих социально-психологических установок, без которых невозможна деятельность организации. Это позволило перестать считать человека придатком машины. Те взаимоотношения, которые складывались между людьми и механизмами, привели к новому пониманию. Человек, согласно теории А. Майоля, не являлся машиной. Управление механизмами при этом не отождествлялось с руководством людьми. И это высказывание внесло значительную лепту в осознание сущности и места человеческой деятельности в системе управления предприятием. Практика менеджмента была изменена за счет внесения некоторых поправок, основными из которых являлись следующие:
Источник
Социальная установка
В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.
Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.
Социальная установка выполняет четыре основные функции:
- Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
- Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
- Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
- Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.
Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.
Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.
Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.
В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.
Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.
Формирование социальных установок
Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.
Бихевиористский подход
Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:
- Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
- Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
- Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).
Когнитивный подход
Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.
Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.
Мотивационный подход
Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».
Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:
- Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
- Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.
Генетический подход
Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:
- Интеллектуальными способностями
- Врожденными различиями темперамента
- Биохимическими реакциями
При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.
Структурный подход
В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.
Структура социальной установки
В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:
- Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
- Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
- Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).
Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.
В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.
Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».
Можно ли изменить социальные установки?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.
Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.
Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.
Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.
И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:
- Почему я поступаю именно так, а не иначе?
- Почему я мыслю именно так, а не иначе?
- Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?
Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook
Источник