Что такое ОДН общедомовые нужды



Что такое ОДН или общедомовые нужды?

Получая квитанции за коммунальные услуги, многие обращают внимание на отдельную строку ОДН, не понимая при этом, какие расходы она включает и почему этот счет приходит именно собственникам квартир. Чтобы прояснить ситуацию в нашей статье мы расскажем, что такое ОДН, какие коммунальные услуги включает эта категория, по какому принципу рассчитывается ОДН и как можно снизить счета.

Что такое ОДН (общедомовые нужды)

Расшифровка ОДН в квитанциях ЖКХ означает «общедомовые нужды». В соответствии с положениями статьи №36 Жилищного кодекса РФ к имуществу общедомового пользования многоквартирного дома относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего пользования всеми жильцами.

Простыми словами, ОДН — это коммунальные услуги, которые идут на содержание подъездов, чердаков, подвалов, придомовой территории. Фактически, при расчете общедомового потребления учитываются территории, которые не оснащены индивидуальными приборами учета или не относятся к площади квартир.

Например: если дом подключен к центральной системе отопления, собственник каждой квартиры платит за тепло с учетом площади своего жилья. Но, на лестничной площадке тоже установлены радиаторы, которые поддерживают нормальную температуру в подъезде. Именно расход ресурсов на отопление в подъезде, наряду с другими услугами, будет входить в ОДН, а плата за него распределяется между всеми жильцами.

Дополнительно, в этот счет управляющая компания включает оплату за технические потери во внутридомовых инженерных системах водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, тепловой энергии и оборудовании. Дополнительные потери могут быть вызваны небольшими протечками труб, прорывами и другими аварийными ситуациями, плановой промывкой инженерных систем, их заполнением или гидравлическими испытаниями.

Что входит в общедомовые нужды

Точный перечень общего имущества жильцов многоквартирного дома определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. К общим территориям относят:

🔸 подъезды — лестничные площадки, лестничные пролеты, коридоры, пространство входной группы;

🔸 лифтовые шахты и кабины пассажирских и грузовых лифтов;

🔸 чердачные и технические этажи дома;

🔸 помещения, в которых расположены инженерные коммуникации;

🔸 другие помещения, которые не являются собственностью отдельных жильцов и предназначены для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий спортом, проведения организационных мероприятий;

🔸 придомовую территорию вместе с элементами благоустройства: клумбами, пешеходными дорожками, ограждениями, детскими и спортивными площадками.

Для поддержания всех перечисленных помещений, территорий и конструкций в соответствующем состоянии управляющая компания расходует воду, электроэнергию, теплоноситель и другие ресурсы. Соответственно, все ОДН разделяются на группы в зависимости от используемых коммунальных услуг.

Электроэнергия

Электроснабжение ОДН — это количество электроэнергии, которое расходуется на освещение подъездов, двора, а также работу необходимых инженерных систем, например лифта или домовой котельни.

ХВС в ОДН

На общедомовые нужды расходуется холодная вода для:

💧 влажной уборки подъездов;

Кроме этого, на многих участках отмечаются регулярные потери воды из-за неудовлетворительного состояния системы водоснабжения.

Горячее водоснабжение

Если горячая вода поступает к жильцам из ближайшей котельной, в квитанциях за коммуналку включаются расходы на ГВС ОДН, вызванные:

💨 потерями во внутридомовой сети;

💨 необходимостью проведения ремонтных работ;

Отопление в ОДН

Согласно санитарным нормативам и нормам эксплуатации жилого фонда, температура в подъездах многоквартирных домов не должна опускаться ниже +16 градусов. Чтобы поддерживать заданную температуру, на пролетах между этажами установлены радиаторы. Снабжение теплоносителем этих батарей и входит в общедомовые нужды.

Кто должен платить за ОДН многоквартирного дома

Согласно правилам предоставления коммунальных услуг № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов» общедомовые нужды дома должны оплачивать собственники квартир, которые в нем расположены. На действие этого правила не влияют особенности обустройства здания, жилых и нежилых помещений, тип учетного оборудования, форма управления многоквартирным домом.

Счет за ОДН не входит в квитанции оплаты индивидуальных коммунальных услуг за квартиру и оплачивается отдельно.

Как рассчитывается ОДН

Расчет ОДН основан на формулах и нормативах, которые утверждены постановлениями правительства РФ или региональными органами власти. Порядок расчета зависит от того, установлены ли счетчики в квартирах и общие приборы для учета расхода ресурсов на доме.

Если установлен общедомовой счетчик

В случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, для расчета ОДН сотрудники управляющей компании ежемесячно снимают показания с этого счетчика. Приборы данного типа показывают, какое количество электроэнергии, воды, газа и тепла было израсходовано непосредственно жильцами дома для личного пользования и затрачено на обслуживание всего здания.

После этого собираются показания квартирных счетчиков, рассчитывается потребление воды по каждой квартире и общая сумма расхода воды всеми жильцами. Показания общедомового и индивидуального учета сравниваются, разница между ними и есть расход на общедомовые нужды.

Важно! Чтобы баланс расхода по дому был сведен корректно, важно, чтобы показания индивидуальных и общедомовых счетчиков снимались в один период.

Счет за ОДН распределяется между всеми собственниками соответственно площади их квартир.

Пример: Общая жилая площадь всех квартир в доме — 9 000 м². Учетный прибор на доме показал, что общее потребление воды за предыдущий месяц составило 3 000 м³. Собственники передали показания индивидуальных счетчиков и после суммирования данных расход воды на индивидуальные нужды жильцов составил 2 880 м³. Из этого следует, что на общедомовые нужды было израсходовано 3 000 м³ — 2 880 м³ = 120 м³ воды.

Если разделить этот объем воды на суммарную жилую площадь всех квартир, получим ОДН по воде на 1 м² жилья: 120 м³/9 000 м²=0.013 м³. Чтобы узнать, сколько нужно заплатить владельцу квартиры площадью 40 м², умножаем расход на 1 м² на площадь жилья и на установленный тариф (для примера возьмем тариф 100 руб./м³): 0,013 м³×40 м²×100 руб./м³=52 рубля.

Итог: собственник квартиры площадью 40 м² заплатит 52 рубля за воду, которая была израсходована за месяц на общедомовые нужды.

Если в некоторых квартирах нет индивидуальных счетчиков

В таком случае, индивидуальный расход ресурсов будет рассчитываться по общепринятым нормативам на каждого прописанного в квартире. Например, месячная норма потребления холодной воды на человека — 5,48 кубометра, горячей — 3,81 кубометра.

Нужно ли платить за электроэнергию или другие услуги в ОДН, если нет общедомового счетчика

Если в многоквартирном доме не установлен общедомовой счетчик электроэнергии, воды, тепла, плата за ОДН рассчитывается на основе данных индивидуальных приборов учета с использованием повышающих коэффициентов, которые, обычно, не превышают 0,1 или 10%. Например, если жильцы квартиры израсходовали воды на 500 рублей, за этот же ресурс на содержание дома им нужно будет заплатить 500×0,1=50 рублей или меньше, в зависимости от установленного коэффициента. Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливается органами местного самоуправления. Тарифы по всем видам услуг можно посмотреть на сайте управляющей компании.

Важно! Несмотря на то, что формула учета ресурсов на общие нужды достаточно проста, на практике реальные данные часто в несколько раз превышают расчетные. Причины этого — повышенные потери ресурсов из-за неудовлетворительного состояния сети и действия жильцов, в квартирах которых не установлены приборы учета. Например, жильцы пользуются тем, что обязаны платить по нормативам, и вовсе прекращают экономить — не перекрывают воду, дополнительно обогревают жилье газовой плитой. В других случаях, в квартире может проживать 4 человека, а прописан только 1. Счета будут начисляться по нормам на одного пользователя, а в действительности использовать коммунальные услуги будут четверо.

Как рассчитывается ОДН, если в жилом доме расположен магазин или ресторан?

Собственник нежилого помещения, которое расположено в многоквартирном доме, обязан оплачивать за ресурсы, затраченные на содержание здания и прилегающей территории. Если владелец магазина, офиса или кафе арендует помещение под свой бизнес, порядок оплаты прописывается в договоре аренды.

Размер платы за общедомовое потребление определяется, также, как и для собственников квартир — пропорционально площади помещений.

Какие факторы увеличивают расходы на общедомовые нужды?

Если в теории расходы на содержание дома не должны превышать 10% от индивидуального потребления, в большинстве случаев реальные показатели намного превышают запланированные. Специалисты выделяют множество причин таких расхождений. Мы перечислим самые распространенные.

Допустимая погрешность счетчиков и нарушение их работы

Согласно требованиям ГОСТ, в работе приборов учета воды допускается погрешность ±2%. На практике, этому требованию не соответствует больше половины всех установленных приборов — во время проверок расхождение в показателях может достигать 20% и более.

Низкий порог чувствительности учетного оборудования

Одна из важных рабочих характеристик каждого счетчика — порог чувствительности, выше которого он точно показывает расход ресурса, а ниже границы может не фиксировать расход вовсе. Например, если вы полностью открыли кран на 15 минут, прибор покажет точно, сколько воды израсходовали. Но, если кран неисправен и вода сочится тонкой струей или просто постоянно капает, эти потери счетчик не покажет. При этом, из одного неисправного крана может вытечь 5-10 литров за день, или 150-300 литров за месяц.

Существует несколько классов чувствительности водомерных устройств:

  • А — 60 л/час;
  • В — 30 л/час;
  • С — 15 л/час.

При этом, большинство собственников устанавливают оборудование класса А, потому что цена таких приборов ниже, а низкий порог чувствительности позволяет “сэкономить” на индивидуальном потреблении ресурсов, перебрасывая недостачу на общедомовые нужды.

Отсутствие индивидуальных счетчиков в некоторых квартирах

Распространенная проблема — безответственное использование ресурсов теми жильцами, в квартирах которых не установлены счетчики. Они платят по нормативам, не заинтересованы в экономии и, чаще всего, расходуют больше нормы. Наглядным примером такого поведения становится ежедневное принятие ванны, запуск стиральной машины на полный цикл для стирки одной вещи, мытье посуды под проточной водой, и другие привычки.

Чтобы стимулировать население к установке индивидуальных счетчиков, нормы потребления на человека регулярно повышают. Например, в 2015 году их увеличили на 20%, а в 2017 году — еще на 40%.

Показатели индивидуальных и домовых счетчиков фиксируются в разное время

Многие собственники квартир фиксируют показания индивидуального счетчика тогда, когда удобно: одни 20 числа, другие — 30-го. При этом сотрудники управляющей компании записывают показания общедомового прибора 24-26 числа. Разное время сбора показателей вызывает очередную неточность, которая вносит погрешность в учет ОДН. Из-за разных дат передачи показаний разница между расчетными и фактическими показателями может достигать 40%.

Кроме того, некоторые жильцы не передают показания вовремя и регулярно каждый месяц: забывают, уезжают в командировки или на отдых. В таком случае, счет формируют на основе среднегодового потребления, которое также может отличаться от фактического.

Аварии и ветхие коммуникации

Если в подвале дома прорвет водопровод, десятки кубометров воды теряются еще до того, как протечка будет устранена. Эти потери автоматически увеличат общедомовой расход и ОДН.

Кроме этого, во многих многоквартирных домах существуют мелкие протечки, на которые никто не обращает внимания. Вода из системы стоит в подвалах, постепенно просачиваясь в землю, куда уходят и средства плательщиков.

Манипуляции собственников квартир с целью мошенничества

Существует множество приспособлений и приемов для остановки учетного оборудования: переходники, отверстия и зажимы, специальные магниты. Информацию про них можно найти в интернете и, даже, без проблем, заказать себе одно из подобных приспособлений. В таком случае, израсходованные недобросовестными потребителями ресурсы, учитываются в ОДН и распределяются между всеми жильцами дома.

Читайте также:  Установка драйвера Nvidia в терминале

Помимо усовершенствования счетчиков, потребителя могут просто передавать заниженные показания с целью экономии. Перепроверить данные сложно — собственники могут не открывать дверь контролерам. Такая ситуация приводит к аналогичным последствиям — коммунальные услуги учитываются счетчиком на доме.

Манипуляции со счетчиками, ошибочные и заниженные показания в сумме могут составлять больше 50% от общедомового расхода воды. Особенно остро встает проблема в регионах на фоне постоянно повышающихся тарифов ЖКХ. Жильцы негласно пытаются восстановить справедливость путем остановки приборов учета и подачи ложных цифр.

Несанкционированные подключения

Например, известны случаи несанкционированных подключений к общедомовым сетям коммерческих объектов, которые расположены рядом с многоквартирным домом. Например, автомобильных стоянок или небольших торговых точек.

Ошибки и халатность управляющих компаний

Отдельные управляющие организации решают свои финансовые проблемы за счет необоснованного завышения отдельных статей в квитанциях, в том числе, и ОДН. Такие случаи появляются при отсутствии должного контроля со стороны региональных властей и самих жителей многоквартирных домов. Для борьбы с подобными нарушениями правительство вводит информационную систему, в которой должны будут отображаться показания приборов учета и расчеты за ЖКУ произведенные на основе этих показаний.

Распространенные вопросы по теме

Можно ли не платить за ОДН?

В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ и статьей 158 Жилищного кодекса РФ собственники квартир несут ответственность за состояние общедомового имущества, а значит должны оплачивать расходы за ОДН. Задолженность за эти услуги приводит к такой же ответственности, как и несвоевременная оплата других коммунальных услуг: управляющая компания высылает предупреждения, начисляет пеню.

Нужно ли платить за ОДН, если не живешь в квартире?

В таких случаях размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, перерасчету не подлежит.

Расход энергии на рекламные щиты на доме тоже входит в ОДН?

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, оборудовать отдельную точку со счетчиком. Если подключение выполнено и оформлено верно, затраты на световую рекламу не учитываются в общем балансе электропотребления.

Как снизить расходы на общие нужды многоквартирного дома

❗ Регулярно заказывайте проверку домового счетчика. Исправное оборудование гарантирует точность при учете ресурсов и начислении счетов за их потребление.

❗ Вовремя отслеживайте и устраняйте протечки. Если увидели, что в подвале текут водопроводные или канализационные трубы, незамедлительно вызывайте мастеров из управляющей компании. Так вы устраните причину расхода воды и, дополнительно, исключите преждевременный износ дома из-за влажности.

❗ Выявляйте и устраняйте несанкционированные подключения к сетям. Проблема несанкционированного подключения чаще всего наблюдается в системе энергоснабжения. При этом, к общим участкам линии могут подключаться как жильцы, как и сторонние пользователи, например, через подвальные помещения. В случае обнаружения таких подключений, вызывайте представителей управляющей компании и составляйте соответствующий акт.

❗ Проведите разъяснительную работу среди жильцов. Разместите в подъезде информационные плакаты, которые разъясняют необходимость своевременного ремонта сантехники, других систем, а также важность экономии ресурсов при нормированной оплате без коммунальных услуг без счетчиков.

❗ Проведите организационные работы среди жильцов. Можно провести собрание жильцов и выбрать ответственных за сбор и подачу данных индивидуальных счетчиков в определенный период. Такие меры позволяют сэкономить 15 % средств.

Источник

Новости ЖКХ

Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг.

Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Суть лжетеории

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учетаиспользуемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).

Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.

Кому принадлежат ОПУ?

Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.

Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».

Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.

Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.

А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.

Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.

Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.

Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Читайте также:  Факторы влияющие на стоимость установки брекетов

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

…2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.

Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.

Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.

Источник

Как будет вода при установке общедомового прибора учета

Ранее в своих статьях мы разъясняли За чей счет устанавливаются коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов, Как установить общедомовой прибор учета за счет средств капитального ремонта, а также Счетчик за 1 000 000 рублей и обязанность собственников установить общедомовой счетчик тепла до 01 января 2019 года. В настоящей статье мы разъясним порядок ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 предусмотрено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку коллективных приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии «ввод в эксплуатацию узла учета» – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Процедура ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках, детально описана в пунктах 61-73 вышеназванных Правил, согласно которым ввод в эксплуатацию осуществляется комиссией, которая созывается владельцем узла учета. Комиссия проверяет:

  • соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
  • наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
  • соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
  • соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

В состав комиссии входят представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Перед началом комиссии владелец узла учета обязан за 10 дней до начала ее работы предоставить в теплоснабжающую организацию для рассмотрения следующие документы:

  • схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
  • свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
  • базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
  • схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
  • почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 суток).

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного у потребителя, после чего узел учета пломбируется.

Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Источник

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

Читайте также:  Установка генератора WPS 253 Ампера часть 3

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще — за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

С 1 января 2017 года общедомовые нужды не выделяют в квитанциях отдельной строкой, но платить за них всё равно нужно.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

29 июля 2017 года вопрос окончательно решили на федеральном уровне. В жилищный кодекс внесли изменения о правилах оплаты общедомовых нужд. Они уже работают, а правительство готовит новые инструкции.

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика — так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

Источник

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Источник

Adblock
detector